Названы лучшие поставщики продукции за рубеж 2010 года
На минувшей неделе Совет Министров утвердил Национальную программу развития экспорта. Планируется, что внешняя торговля отечественными товарами и услугами к 2015 году увеличится по сравнению с 2010 годом в 2,2 раза, что в денежном выражении составит более $ 130 млрд. Положительное сальдо должно сократиться до 0,5—0,6 % к ВВП. Основная нагрузка ложится на отечественные предприятия, которые уже сейчас активно продвигают свою продукцию на зарубежных рынках. Самые успешные из них получили награды на республиканском конкурсе «Лучший экспортер 2010 года».
Участие в конкурсе, в котором лучших из лучших выбирают по 16 номинациям, приняли 126 предприятий различных форм собственности. При оценке жюри учитывало такие показатели, как общий объем поставок за границу и их рост, сальдо внешнеторговой деятельности, объем экспорта в фактических ценах на одного работающего, присутствие на внешних рынках не менее 3 лет. Так, лучшими в номинации «Нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность» стали Завод горного воска и «Гродно Азот», чей годовой объем экспорта составил до $ 25 млн. и свыше $ 25 млн. соответственно. В сегменте машиностроения, доля которого в общем объеме поставок за рубеж через пять лет, по планам правительства, должна составить не менее 20 %, в лидеры вышел БелАЗ. В 2010 году завод поставил в 33 страны мира карьерных самосвалов на $ 630 млн., почти в 2 раза увеличив объем экспорта.
Свинину, мясо птицы, муку и крупу агрокомбинат «Скидельский», лидер продаж в сельском хозяйстве уже второй год подряд, поставляет в Россию, КНР и Молдову. Положительное сальдо от реализации продукции — более $ 10 млн. В пищевой промышленности в прошлом году не было равных и ОАО «Бабушкина крынка». Объем экспорта сухого обезжиренного молока, масла, сыра и сыворотки составил в денежном выражении $ 91,5 млн. По словам директора предприятия Игоря Конончука, практически все, что можно произвести из молока, делают на «Бабушкиной крынке».
«Только за апрель текущего года внешние поставки предприятий Беларуси составили около $ 3,5 млрд., даже в докризисный 2008 год показатель был меньше, — отмечает председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов. — Всего же с начала года география продаж за границу белорусской продукции увеличилась на 20 стран мира и уже превысила 100 государств».
На снимке: лауреаты премии.
Фото: Валерий ХАРЧЕНКО