Заглянуть за горизонт

Промышленный комплекс города Лиды и района включает более  40 предприятий, в числе которых — и некогда союзного значения. Национальным  брендом  Беларуси по праву считается лидское пиво и продукция пищевых концентратов

Промышленный комплекс города Лиды и района включает более  40 предприятий, в числе которых — и некогда союзного значения. Они производят сельскохозяйственную технику, изделия из стекла и хрусталя, строительные материалы и конструкции, лакокрасочную продукцию. Национальным  брендом  Беларуси по праву считается лидское пиво и продукция пищевых концентратов. 

В прошлом году объем промышленного производства города и района  возрос на 24,0 процента.  За два года экспорт продукции увеличился на 30,0 % (в дальнее зарубежье — на 38 %) в 2006 году его сумма впервые  превысила 100,0 миллиона долларов США. Сложный период  восстановления потенциала и  перехода на стабильную работу в регионе уже позади, большинство проблем благодаря совместным усилиям руководства республики и местных властей  удалось преодолеть. 

Работа каждого предприятия промышленности по-прежнему находится на контроле у исполкома.  Как, за счет чего  не только сохранить, но и увеличить  объемы производства? Где искать новые рынки сбыта? Эти вопросы были ключевыми во время защиты предприятиями бизнес-планов на комиссии райисполкома, на заседании которой довелось присутствовать. Рассматривалась работа не самых крупных предприятий, но их проблемы волнуют местную власть  в той же степени, что и  задачи предприятий валообразующих. Требования председателя комиссии – заместителя председателя райисполкома по экономике Ивана Климовича едины для всех:  переход на современные технологии, улучшение качества и  расширение номенклатуры выпускаемой продукции,  выход на внешний рынок  и укрепление позиций на нем. И на этой основе достижение стабильного финансового положения предприятий и повышение заработной платы  работающих. 

К примеру, директор  завода «Изотрон» Виктор Залесский видит перспективу в расширении ассортимента и увеличении выпуска лекарственных средств. Сегодня предприятие совместно с институтами НАН Беларуси разрабатывает 19 новых видов  медпрепаратов. Выход на внешние рынки требует времени и средств: регистрация одного препарата в России длится год и стоит около 30 тысяч долларов США. 

Экспорт лекарств — скорее ближайшая перспектива: пока надо насытить свой рынок, потеснить на аптечных полках импортируемые средства.  В планах предприятия — проведение реконструкции. Но, как отметил директор, стоимость проектных работ одного  квадратного  метра  реконструируемых площадей обходится предприятию более чем в 450 долларов. А таких метров – сотни. 

Продукцию СП ЗАО «Липласт-СПб» — изделия из стекловолокна — используют МТЗ, МАЗ, «Амкодор»,  российские вагоностроители. 

Предприятие инвестировало около 3 миллиардов белорусских рублей  на  приобретение нового оборудования и, по словам его директора Игоря Рышкевича,  осваивает новые технологии и  переходит на более высокий уровень качества.  Продукция СП включена  в технологические карты производства российских вагонов. Получить сертификат Российской Федерации было непросто, процедура  заняла два года. Но, как подчеркнул Игорь Рышкевич, без новых технологий невозможно выйти на очень требовательный  российский рынок, даже имея среди учредителей российских предпринимателей. 

Несколько иной характер проблем у частного  предприятия «Техмаш». Оно заняло нишу мелкосерийного и штучного производства сельскохозяйственной техники, выпускает 42 наименования сельхозмашин.  15 процентов  произведенной продукции идет на экспорт, главным образом в Россию. Получение сертификата ЕС, по словам директора Петра Циркунова,  — задача не из легких. Тем не менее «Техмаш» мог бы увеличить объемы производства, но планы эти сдерживает нехватка производственных мощностей. Коэффициент использования имеющихся уже достиг 98 процентов. По мнению Петра Циркунова, на аукционах продаются  неиспользуемые  здания по  ценам, не соответствующим их фактическому физическому  состоянию. Заместитель председателя райисполкома  поставил перед службами исполкома задачу — изучить возможность предоставления «Техмашу»   помещений  для расширения производства  из числа неиспользуемых, в том числе освободившихся после конверсии. Комиссией  было внесено предложение по доработке бизнес-плана в разделе заработной платы,  предусмотреть более высокие темпы ее роста. 

У торфопредприятия «Лидское», которое выпускает топливные брикеты на основе торфа и льнокастры, смеси торфа и древесных опилок, развитие  производства сдерживает  ограниченность сырьевой базы. Директор  Виктор Тыранов сообщил, что в стадии отвода 250 гектаров торфяников, которые сегодня имеют статус заказника. Проект прошел экспертизу, но окончательное решение пока не принято. Тем не менее предприятие работает над вопросами совершенствования и  расширения производства. За 2006 год проложено около 7 километров железнодорожных путей, проведена модернизация оборудования: установленные частотно-регулируемые привода позволяют экономить 25 процентов электроэнергии. Пополняется автопарк: приобретен самосвал для транспортировки опилок, в ближайшее время появится щеповоз. В перспективе предприятие сможет перерабатывать в топливо все отходы деревообработки района. Замечание комиссии к бизнес-плану — в нем  отсутствует выпуск новой продукции. «Что из торфа делают в мире, должны делать и мы», — подчеркнул  председатель комиссии. После устранения замечания бизнес-план будет принят. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter