Заглянем в 2010-й! Ученые-аграрники дали добро проекту Программы социально-экономического развития и возрождения села на 2005–2010 годы

Программа, вынесенная на обсуждение, как подчеркнул директор Института аграрной экономики НАН Беларуси академик Владимир Гусаков, появилась не вдруг, не на пустом месте. Ей предшествовал многолетний напряженный поиск оптимальных решений. Владимир Григорьевич сделал своеобразный мониторинг аграрных программ, принятых с начала 90-х годов прошлого века. Слушая ученого, я насчитал как минимум пять таких документов плюс несколько концепций и прогнозов. Последний из прогнозов – до 2015 года, его показатели вошли и в рассматриваемую программу. К сожалению, многие из программ носили односторонний характер, страдали декларативностью, не обеспечивались в полной мере материальными и финансовыми ресурсами.
Мониторинг поиска. Программа, вынесенная на обсуждение, как подчеркнул директор Института аграрной экономики НАН Беларуси академик Владимир Гусаков, появилась не вдруг, не на пустом месте. Ей предшествовал многолетний напряженный поиск оптимальных решений. Владимир Григорьевич сделал своеобразный мониторинг аграрных программ, принятых с начала 90-х годов прошлого века. Слушая ученого, я насчитал как минимум пять таких документов плюс несколько концепций и прогнозов. Последний из прогнозов – до 2015 года, его показатели вошли и в рассматриваемую программу. К сожалению, многие из программ носили односторонний характер, страдали декларативностью, не обеспечивались в полной мере материальными и финансовыми ресурсами. Исходные позиции. Вообще-то, государство оказывает АПК серьезную помощь. В частности, реализуется 12 программ поддержки агропромышленного производства. Ежегодно на эти цели направляется 500–750 миллионов долларов государственных средств. На гектар сельхозугодий это составляет порядка 80 долларов. Несмотря на это, на селе остается масса нерешенных проблем. Их истоки, отметил первый заместитель директора института Валерий Бельский, выступивший с докладом, прежде всего в низкой финансово-экономической эффективности сельского хозяйства. В целом по республике в 2002-м и 2003 годах производство сельхозпродукции оказалось убыточным. В результате непаритета цен за период реформ село недополучило от реализации продукции в эквиваленте более 50 триллионов рублей. Долги сельхозпредприятий приблизились к 3 триллионам рублей. Это половина от ожидаемой выручки в нынешнем году. Зарплата сельхозработников остается одной из самых низких в стране (около 60 процентов к среднереспубликанскому уровню). Отстает социальная инфраструктура. Отсюда — сокращение трудовых ресурсов деревни, острый недостаток квалифицированных кадров. Таковы вкратце исходные позиции, требующие не- отложных мер. Вот почему по решению Президента страны Александра Лукашенко разработана программа социально-экономического развития и возрождения села на 2005–2010 годы. Ее важнейшие направления сформулированы главой государства при посещении регионов, сельскохозяйственных, машиностроительных и перерабатывающих предприятий. В основу документа положена концепция, подготовленная в Администрации Президента с учетом предложений ученых. Разработка программы велась Администрацией Президента, Советом Министров, многими министерствами и ведомствами, обл-исполкомами, а также научными учреждениями страны. Проблемы села взаимосвязаны, имеют комплексный характер, подчеркивалось на заседании, а потому и решать их требуется системно, концентрируя усилия на повышении уровня и качества жизни сельского населения, возрождении социальной и производственной структуры деревни, формировании эффективного, устойчивого АПК. Социальный приоритет. Существенное отличие нынешней программы от предыдущих – ее четкая социальная направленность. Ставится задача повысить привлекательность сельского труда и уровень его оплаты. Предусматривается теснее увязать систему оплаты и мотивации труда с конечными результатами деятельности. Среднемесячные доходы работников с учетом поступлений от личного подсобного хозяйства планируется довести до среднего по народному хозяйству уровня, обеспечить заработную плату в 2005 году, эквивалентную 160, а в 2010 году – 360 долларам. Важная позиция программы – совершенствование инфраструктуры села. Основной единицей системы расселения станет базовый сельский населенный пункт. Вот этот пункт и вызвал оживленное обсуждение. «Это что же получается? — недоумевала одна из ученых. — Опять перспективные и неперспективные?» — «Нет, таких терминов в программе не содержится, — пояснил академик Владимир Гусаков.— В базовых населенных пунктах намечается преимущественное развитие социальной инфраструктуры (близкой к городской) для оказания услуг населению, проживающему на его территории и на территории близлежащих более мелких населенных пунктов. Численность таких – базовых – более 2 тысяч…» Особая позиция программы – решение жилищных проблем в сельской местности. При государственной поддержке намечено обеспечить строительство жилья на селе из расчета как минимум пять домов на одну сельхозорганизацию в год. Это не менее 30 процентов от общего объема строительства в республике. «Капитал на пески не пойдет!» Эти слова прозвучали в выступлении директора Института земледелия и селекции НАН Беларуси Михаила Кадырова. «Мы должны четко определиться, — сказал Михаил Анатольевич, — где продолжать развитие сельского хозяйства, а где сворачивать и переориентировать население на несельскохозяйственные виды деятельности… У нас в стране 25 процентов пашни с баллом плодородия менее 25. Вести там земледелие государству не по плечу и не по карману… Это бесспорная истина. Серьезный капитал мог бы пойти на хорошие земли, и именно там можно получить нужную отдачу…» Вывод однозначен: нужно обеспечить углубление специализации сельхозпроизводства, размещать его в наиболее благоприятных природно-экономических зонах. В программе намечен комплекс мер по реформированию и оздоровлению экономически несостоятельных сельхозпредприятий. В их числе — совершенствование организации и структуры управления, реструктуризация организаций с критическим уровнем хозяйствования, привлечение инвестиций, развитие кооперативных связей по производству, переработке и сбыту продукции, внедрение ресурсосберегающих технологий… В итоге все это должно обеспечить ежегодное снижение сверхнормативных затрат не менее чем на четверть и достижение к 2010 году рентабельности сельхозпроизводства не ниже 40 процентов. Средства для АПК. Для выполнения предусмотренных программой показателей в 2005–2010 годах планируется направить 63,6 триллиона рублей, из них более 47 триллионов – на реализацию мероприятий в области АПК. В том числе 21,6 — собственные средства организаций, 15 – бюджетные, 8,4 – кредитные ресурсы, 2 триллиона — средства инвесторов. По сравнению с 2004 годом бюджетных средств будет выделено на 5 триллионов рублей больше. Как видим, деньги выделяются немалые. Впечатляют и показатели технического переоснащения АПК. При государственной поддержке будет поставлено сельхозорганизациям не менее 18,6 тысячи энергонасыщенных тракторов, 9 тысяч зерноуборочных и 3,4 тысячи кормоуборочных комбайнов, много других машин… В ходе обсуждения поступило предложение включить в программу пункт о вторичном рынке сельхозтехники. Такие рынки активно развиваются в США, Канаде, а в последнее время и в России и способствуют обновлению техники в крепких хозяйствах, а в слабых – приобретению подержанных машин по приемлемым ценам. И что же в итоге? Каков же будет эффект от реализации программы? Расчеты показывают, что за время ее действия объем производства сельхозпродукции должен увеличиться почти на 37 процентов. Каждый рубль ресурсов, направляемых на реализацию программы, принесет полтора рубля валовой продукции. Село получит 6,7 триллиона рублей прибыли. Таким образом, программа призвана решить две взаимодополняющие задачи. Первая: обеспечить высокие социальные стандарты жизни сельского населения. Вторая: сформировать конкурентоспособное производство продовольствия и сырья в объемах, необходимых для экономического роста и развития страны. Ее успех ведет к улучшению благосостояния почти 3 миллионов сельских жителей, позволит гарантировать национальную продовольственную безопасность, дать импульс устойчивому развитию смежных отраслей АПК. В обсуждении программы приняли участие доктора наук Николай Прокопенко и Виктор Крестовский, председатель фермерского хозяйства из Копыльского района Бранд Шустер, заведующие отделами и секторами Института аграрной экономики НАН Беларуси Зинаида Ильина, Михаил Антоненко и другие. Вносилось, в частности, предложение о повышении роли руководителей и специалистов сельхозорганизаций, их ответственности за реализацию программы, об улучшении их материального стимулирования с учетом результатов хозяйствования. Главный итог обсуждения, который подвел академик Владимир Гусаков — программа — документ обстоятельный, добротный, выверенный, и дай Бог его реализовать на практике.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter