Загадочный дятел

В народных представлениях дятел наделяется загадочной и таинственной символикой. Происхождение дятла легенды связывают с человеком. В Минской губернии считали, что дятлом стал пчеловод, который в воскресенье долбил сосну, чтобы сделать борть. На Полесье зафиксирован более подробный вариант этого предания: Бог превратил в дятла пасечника в наказание за работу в воскресенье, когда тот делал топором зарубки на дереве, в котором находился рой пчел. С тех пор дятел каждый день, невзирая на праздники, вынужден долбить дерево клювом.

Эти представления имеют под собой реальную почву: дятел любит обитать в старых хвойных лесах, где неутомимо выдалбливает в стволах толстых деревьев дупла для гнездования. Новым “жилищем” дятел пользуется только один год, а затем его занимают другие птицы, белки, куницы и лесные пчелы. Таким образом, в цепи природных взаимозависимостей дятел выступает в качестве настоящего труженика, обеспечивающего жильем многих лесных обитателей.
Дятел выбирает тихие укромные места, где его не пугают. Его не часто можно увидеть, а тем более понаблюдать за его жизнью. В связи с этим считалось, что дятел будто бы имеет отношение к подземным сокровищам. Добыть их можно с помощью омелы, растущей на дереве, в дупле которого обитает дятел: нужно стучать по дереву, пока тот не сорвет омелу и не сбросит ее вниз, и тогда с ее помощью в купальскую ночь можно извлечь из-под земли клад.
В различных славянских традициях широко распространено поверье о дятле, добывающем “разрыв-траву”, с помощью которой можно открыть любые замки и затворы. Устроив себе гнездо внутри дерева, черный дятел (желна) покидает его на несколько дней, а потом возвращается, принося в клюве чудесный корень. Чтобы заполучить его, в Хорватии забивали клином дупло дятла и расстилали под ним красный платок. Дятел будто бы приносил чудесную траву, выбивал ею клин из дупла, а траву бросал на красный платок, думая, что это огонь, в котором она сгорит и не достанется человеку.
Согласно легендам, черный дятел в давние времена провинился перед Богом и в наказание может пить только дождевую воду. Желна, как и некоторые другие птицы, не принимала участия в рытье рек, поэтому Бог не позволяет ей пить из рек и озер, а она жалобно кричит: “Пить, пить!” У белорусов и чехов крик желны служит приметой дождя, у поляков он предвещает летом дождь, а зимой снег.
Народные поверья наделяют дятла и огненной символикой, мотивированной ярко-красной окраской верхней части его головы. Так, поляки юго-восточной Силезии видят в желне птицу, которая принесла людям огонь. У хорватов голос желны передается словами: “Развела бы огонь, да дров нет”. К этому же кругу представлений относится и огненная символика красной ткани, предназначенной для дятла при добывании “разрыв-травы”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter