Загадочная китайская душа

Когда три года назад я уезжала в Китай, у многих это вызвало непонимание: "Как ты можешь? Что такое этот Китай? Горсточка риса и портрет Мао!" Серый декабрьский день и хмурые мужики в зеленых шинельках - так встретила меня Поднебесная.
Когда три года назад я уезжала в Китай, у многих это вызвало непонимание: "Как ты можешь? Что такое этот Китай? Горсточка риса и портрет Мао!" Серый декабрьский день и хмурые мужики в зеленых шинельках - так встретила меня Поднебесная. Холодком обдала мысль: "Может, пока не поздно, вернуться домой?" Но было уже поздно: оказалось, что Китай способен заворожить с первого взгляда.

Сейчас, три года спустя, я точно знаю, что насчет "горсточки риса" как символа недоедания - враки. Продуктовое изобилие современного Китая нисколько не уступит сытой Европе. А вот с портретом Мао ситуация не так проста. Сегодня, кстати, отличный повод об этом поговорить - вчера у "великого кормчего" был день рождения, ему исполнилось бы 110 лет.

Есть вещи, которые нам, пережившим развенчание культа личности Сталина, понять трудно. Мао Цзэдун был инициатором двух движений, которые привели Китай на грань национальной катастрофы: "великого скачка" и "культурной революции". Причем "культурная революция", завершившаяся официально лишь со смертью Председателя в 1976 году, - все еще свежее и весьма болезненное воспоминание. В то время вузы по всей стране были закрыты за ненадобностью, а практически всю интеллигенцию отправили в места отдаленные - на "перевоспитание" физическим трудом. Счет невернувшихся идет на миллионы.

Тем не менее официальная оценка деятельности Мао Цзэдуна сегодня сводится к тому, что, несмотря на ошибки, совершенные им в последние годы, заслуги намного превосходят их: "Мао был на 70% прав и на 30% ошибался". И если портреты Сталина популярны только у митингующих российских коммунистов да сторонников "твердой руки", то сувениры с портретами Мао - одни из самых распространенных напоминаний о визите в Пекин. Музеи "великого кормчего" по всей стране никто не закрывал, и памятники по-прежнему на своих местах. А три "составные части" коммунистического учения с китайской спецификой и сегодня - марксизм, теория Мао Цзэдуна и учение Дэн Сяопина.

Сказать, что "Мао и теперь живее всех живых", в эти дни - совсем не преувеличение. По всей стране проходят фотовыставки, несколько телевизионных каналов показывают грандиозный телесериал о революционере, который изменил Китай навсегда. В книжных магазинах целые отделы отданы исключительно под книги Мао и про Мао. Бесспорный бестселлер - "Мой дедушка Мао Цзэдун", написанный, понятное дело, внуком. На русском языке вышла книга "Мой отец Мао Цзэдун" его дочери Ли Минь (она с братьями долгое время жила в Ивановском детском доме). Есть, конечно, и другие шедевры вроде "Мао Цзэдун о лесном хозяйстве" и "Статьи Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя о прославлении и формировании национального духа". На прилавках ничто не залеживается.

Влияние наследия Мао на современный Китай и соответственно весь мир по-прежнему огромно. Всего четыре года назад, в 1999 году, министерство образования КНР изменило вузовский курс "История китайской революции" на "Введение в учение Мао Цзэдуна". И сегодня студенты по всей стране тратят на "Введение..." 40 академических часов: выпускной экзамен по этому предмету обязателен для всех - и физиков, и лириков.

Так что же такое феномен Мао Цзэдуна и почему даже молодое поколение в общении друг с другом клянется его именем как самым дорогим? Культ? Религия? Или все дело в особенностях национального самосознания?

Для всей страны Мао давно превратился в фетиш, икону и даже отличный способ заработать. Элитарный клуб "Красная столица" в Пекине, например, оформлен в стиле первых лет революции, здесь бережно хранят телефонный аппарат, принадлежавший когда-то Председателю. Поднимешь трубку - слышишь его голос. Блюда в меню - сплошь любимые великим мастером цитат, среди которых есть и такая крылатая: "Кто не любит острое, тот не может быть настоящим революционером". Самое востребованное предложение элитарного клуба - 50-минутная прогулка на автомобиле "Красное знамя" (копия советских правительственных ЗиЛов 1950-х годов), который когда-то принадлежал супруге Мао Цзян Цин. Стоимость поездки - 230 долларов, очень недешево. Но спрос намного превышает предложение.

Бестселлер всех времен и народов - цитатник Мао Цзэдуна, маленькая красная книга, которая содержит мудрости на каждый день. Даже нынешняя молодежь находит там что-то для себя, например: "прилежно учиться и делать успехи каждый день", "искать истину в фактах", "проверять теорию практикой". Знакомо звучит, скажете? Ничего удивительного - Мао был прилежным марксистом и ленинцем. По крайней мере, до тех пор, пока не рассорился с Советским Союзом, обвинив нас в ревизионизме и предательстве идей революции. Маленькая красная книжица - феномен печатной индустрии: в 1960-х годах она была издана на разных языках тиражом 5 млрд. экземпляров! Куда уж там Гарри Поттеру и любым современным чудесам - Мао, вот кто самый выдающийся писатель современности.

Лучшее место для приобретения сувениров времен "культурной революции" - статуэток с кающимися "врагами народа", торжествующими хунвэйбинами и, конечно, красного цитатника Мао - антикварный рынок Паньцзяюань. Плакаты в лучшем стиле побед социалистического реализма, зеленые кепки с красной звездой - все есть. Еще пару лет назад можно было приобрести очки, снятые красными гвардейцами (именно так переводится слово "хунвэйбин") с интеллигентов: "Вам они больше не понадобятся". Торгуют этим богатством люди немолодые - от 60 и старше. Понятно, что "культурная революция" прошлась своим катком по ним и их семьям. А сегодня вот приносит доход. Парадокс? Представьте себе на минуту, что у нас и в Москве на художественных рынках начали бы торговать скульптурными композициями черных воронков, в которые энкавэдэшники заталкивают врагов народа. Не можете? И я о том же: загадочна китайская душа.

Мы привыкли думать, что умом нельзя понять Россию. На мой взгляд, Китай - тоже страна для познания чувствами и эмоциями, и общий аршин, несомненно, здесь не применим.

По-своему китайцы правы: духовная история и идеи сплачивают народ в единую нацию. Сомнение - червь, подтачивающий идеи изнутри. Тот же Дэн Сяопин, сам пострадавший в годы "культурной революции", и которого многие сторонники "твердой линии" обвиняют в предательстве основополагающих идей Мао Цзэдуна, никогда не говорил об этом вслух. Когда в 1981 году готовилось решение VI пленума ЦК КПК, в котором признавалась ошибочность многих установок Мао Цзэдуна, Дэн Сяопин не уставал повторять: "Нельзя преувеличивать его ошибки; преувеличивать их - значит чернить его, чернить нашу партию и наше государство". По-видимому, эта установка - ключевая для понимания оценки роли Мао в новейшей китайской истории. Отрицание определенных периодов истории опасно для сплоченности нации, считают в Пекине. Поэтому официальное развенчание культа личности Мао в Поднебесной вряд ли возможно. Да и нужно ли? Дискуссии на эту тему если и проводятся, то только за плотно закрытыми дверями Центральной партийной школы.

Одно ясно: Мао не только в сердце каждого китайца, но и в каждом кармане. Ведь портрет "великого кормчего" гордо красуется на "народных деньгах" - юанях. А потому можно не сомневаться: всенародная любовь к Мао Цзэдуну сохранится долгие годы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter