Загадки прошедших войн в миниатюре

Как погиб миноносец «Стерегущий», что готовила «германская тяжелая походная кухня» и почему немецкий истребитель «фокке-вульф» считался самым опасным врагом для Советской Армии? В честь Дня защитников Отечества мы раскроем все секреты.  

Как погиб миноносец «Стерегущий», что готовила «германская тяжелая походная кухня» и почему немецкий истребитель «фокке-вульф» считался самым опасным врагом для Советской Армии? В честь Дня защитников Отечества мы раскроем все секреты.

 

А поможет нам в этом уникальная выставка, открывшаяся в Доме-музее I съезда РСДРП – «История в Миниатюрный танк. фотоминиатюре».


Десятки танков, автомобилей, самолетов, несколько миноносцев и даже два раритетных мотоцикла времен Великой Отечественной войны собрали под одной крышей, чтобы рассказать о героических сражениях, тяжелых боях и преданности Родине.


Как столько огромных машин смогло поместиться в небольшом зале? Очень просто – все экспонаты выполнены белорусскими моделистами. Правда, немецкий мотоцикл «цундап» и советский М-72 – настоящие раритетные модели. Цвета хаки, местами проржавевшие, с запахом масла и резины, – эти свидетели страшной войны, как два железных стражника, хранят в себе события прошедших лет.
Возле стендов толпятся посетители: рассмотреть детали миниатюрных танков, посмотреть на коллекцию вертолетов, изучить строение атомной подводной лодки хотят все. Возле экспоната под номером пять (огромный железный танк A7V «мефисто» времен Первой мировой войны с изображением льва с короной на голове) волей-неволей останавливаешься. Это так называемая «германская тяжелая походная кухня». Таких танков было выпущено всего 20, и каждый получил свое имя: «Мефисто», «Изольда», «Вотан». За громоздкий и неуклюжий корпус, две дымящиеся трубы и плохую вентиляцию эту машину прозвали «тяжелой походной кухней».


Трамвай в миниатюре. фотоА история русского миноносца «Стерегущий» закончилась в 1904 году, во время Русско-японской войны. На рассвете эскадренный миноносец «Стерегущий» возвращался в Порт-Артур после ночной разведки и попал в окружение четырех японских миноносцев. «Стерегущий» вел бой до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из экипажа. По одной из версий, двое матросов открыли клапаны, чтобы миноносец пошел ко дну и не достался врагу.


На одном из стендов есть интересная модель: на зеленой лужайке стоит самолет, а рядом пилот осматривает крыло. Это немецкий истребитель «фокке-вульф», выпускавшийся в 1941–1945 годах. Его считали одним из самых опасных в воздушной артиллерии. Эта машина могла развивать скорость до 600 км/ч, обладала хорошей управляемостью и мощными пушками. Ни один истребитель в начале Второй мировой войны не имел такого хорошего обзора. Однако грозный самолет не оправдал надежд: на вооружении у Красной Армии были истребители, ничуть не уступавшие «фоккерам».


Кстати, на выставке есть и модели гражданской техники: красный харьковский трамвай, ходивший в 1928 году по минским улицам, автомобиль «ситроен», выпущенный в середине XX века, самолет Ту-134 и транспортный вертолет Ми-26.


Выставка работает до 18 марта, так что берите друзей, младших братьев и сестер и приходите поглядеть на «Историю в миниатюре».

 

Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter