Загадка Сикстинской мадонны

Великий художник эпохи Высокого Возрождения Рафаэль Санти, прославивший гармонию духовных и физических сил человека, по характеру был пылким, способным быстро увлекаться, страстно любить

Великий художник эпохи Высокого Возрождения Рафаэль Санти, прославивший гармонию духовных и физических сил человека, по характеру был пылким, способным быстро увлекаться, страстно любить.

В 1508 году Рафаэль приехал в Рим, где его ждали слава, почет, уважение, богатство. Он стал завидным женихом, и кардинал Биббиена предложил ему в жены свою племянницу Марию. Рафаэль не посмел отказаться, хотя был равнодушен к девушке. 

Однако до свадьбы дело так и не дошло, ведь сердце Рафаэля принадлежало другой… 

«Я побежден, я прикован к великому пламени, которое меня мучит и обессиливает. О, как я горю! Ни море, ни реки не могут потушить этот огонь…» Этот сонет был написан Рафаэлем в то время, когда он считался женихом Марии, но посвящен не ей. А кому? Необразованной пастушке, дочери булочника, юной Форнарине. 

Форнарина — это прозвище возлюбленной гения. А настоящее ее имя долгое время не было известно. Также никто ничего не мог сказать и о ее облике. И лишь благодаря изысканиям римского искусствоведа Антонио Валерии стало ясно: Форнарина — это Сикстинская мадонна, один из величайших женских образов во всей истории живописи. Установлено и имя Форнарины — Маргарита Лути. 

…Когда Рафаэль был близок к своей безвременной (в 37 лет) кончине, ученики и друзья собрались вокруг него и плакали. Вдруг открылась дверь и вошел посол Папы, чтобы передать умирающему благословение главы Римской церкви. Увидев Форнарину, посол с гневом приказал удалить ее: в присутствии той, с кем художник жил в преступной связи, он не мог передать папское напутствие. Но женщина не уходила, пришлось применить силу… Рафаэль принял благословение и испустил дух. 

Истины ради следует сказать, что в истории живописи существует несколько представлений о подлинном образе Маргариты Лути. Так, некоторые исследователи представляют ее как великую куртизанку. Рафаэль якобы встретил 17-летнюю дочь хлебопека, прогуливаясь по аллеям парка знаменитой виллы Фарнезина, которую должен был расписывать. Ложь, как и любовь, началась с их первой же встречи. Девушка призналась художнику, что, к сожалению, она невеста, но своего жениха, бедного пастуха, она не любит. Просто в 17 лет стыдно оставаться в девушках. А между тем все было не совсем так: Маргарита вот уже месяц каждую ночь принимала у себя своего возлюбленного Томазо… Рафаэль осыпал свою возлюбленную драгоценностями, нанял для нее красивую виллу, лошадей и экипажи. Все чаще из-за нее он стал пренебрегать работой и занятиями с учениками. Кстати, в дальнейшем Форнарина, уже нисколько не опасаясь Рафаэля, без зазрения совести кокетничала с его многочисленными учениками. Правда, надо отдать должное этим юношам: им и в голову не приходило воспользоваться этим. Исключение составил лишь один из них — Карло Тирабоччи, из-за чего и погиб на дуэли от удара шпаги другого ученика Рафаэля — Перино дель Вага, вступившегося за честь учителя. От Рафаэля скрыли причины дуэли… 

Каково бы ни было истинное положение вещей, вряд ли это может бросить хотя бы малейшую тень на Сикстинскую мадонну — один из самых пленительных символов чистоты. Лучше задумаемся еще раз о великой способности настоящего искусства столь высоко взлетать над питающей его реальной жизнью. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter