Задание на следующий день

Специалисты продолжают обсуждать особенности кампании–2009...

Те, кто этим летом успешно выдержал вступительные испытания, готовится к первой сессии. Непоступившие абитуриенты, пережив неудачу, также засели за учебники. Страсти улеглись... Или нет? Пожалуй, о прошедшей образовательной кампании забывать пока рано. Специалисты продолжают обсуждать особенности кампании–2009, благо пищи для размышлений достаточно. Все месяцы, пока абитуриенты штурмовали вузы и ссузы, в учебных заведениях работали представители Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний, которую возглавляет заместитель председателя Совета Республики Анатолий Рубинов. Сотрудники Комитета госконтроля, педагоги, другие специалисты внимательно следили за ходом испытаний. Отметив высокий организационный уровень, отсутствие скандалов и интриг, представители госкомиссии тем не менее выявили ряд недостатков.


* * *


В этом году в вузы набрали очень много заочников. Если в прошлом году на заочную форму было зачислено около 34% от всего набора, то в этом показатель возрос до 44%. В госкомиссии считают, что столь резкое «расширение» высшего образования неоправданно, ведь сделано это в основном за счет увеличения набора на платную форму обучения. А вопрос, надо ли нам столько «платников», весьма спорный.


Средний конкурс на «бюджет» (на дневную форму обучения) составил 2,2 человека на место. А вот в 15 вузах по 30 специальностям конкурс на бюджетные места отсутствовал. В результате оказались незаполненными 220 мест, что почти в три раза больше, чем в 2008–м.


И еще о цифрах. Хотя баллы на ЦТ и подросли, распределение их осталось таким же, как и в прошлом году. Хуже всего написали физику (20 баллов и ниже набрали около 70% абитуриентов) и математику (20 баллов и ниже у 58% поступающих). Есть повод задуматься...


Самые высокие баллы, что уже стало традицией, у выпускников гимназий и лицеев. Ребята, окончившие 11–е и 11 штрих классы, показали примерно одинаковые результаты. Так же, как сельские и городские абитуриенты. Значит, качество подготовки в сельских школах продолжает повышаться, а стартовые возможности у абитуриентов выравниваются.


Положительным моментом можно назвать и сокращение количества звонков на «горячую линию». В госкомиссию поступило 259 устных и 25 письменных обращений. В основном звонили проконсультироваться. Были и жалобы, по каждой из которых выносилось решение.


* * *


Видимые недостатки вступительной кампании, думается, заметили все. Как и прежде, в некоторых пунктах регистрации участники ЦТ были вынуждены стоять в очередях, искать свободное место. Не всегда было возможно зарегистрироваться на все предметы одновременно. По мнению представителей госкомиссии, это недопустимо. Также необходимо оптимизировать перечень учебных заведений, которые выступают пунктами проведения ЦТ.


Не решена и набившая оскомину проблема «последнего дня», когда тысячи абитуриентов подают документы «на флажке». И в этом году приемные комиссии во многих вузах были вынуждены работать до глубокой ночи. В Белорусский государственный экономический университет 25 июля подали документы 680 человек, из них 344 — после 18.00. Выбор вуза и специальности для некоторых по–прежнему превращается в лотерею... А многие абитуриенты с достаточно высокими баллами, забрав документы из одного вуза и не успев довезти их до другого, и вовсе не смогли поступить. Очевидно, ситуацию надо как–то менять.


* * *

Штрихи к портрету вступительной кампании

Но были и нарушения, допущенные самими вузами: скрыто, под шумок. Странная ситуация сложилась с планом приема. Как известно, контрольные цифры устанавливаются заранее. С планами знакомят родителей, абитуриентов. Эта информация помогает поступающему сделать выбор. Однако в некоторых вузах цифры вдруг решили переписать. Особенно отличились в Минском институте управления. Приведем «хронологию» этих корректировок.


Итак, контрольные цифры приема ректор вуза утвердил 22 апреля — планировалось набрать 2.100 человек. 16 июля цифра резко подросла — до 2.780. На следующий день ректор утвердил новые цифры приема — уже 2.810 мест. Но и на этом в МИУ не остановились: 25 июля приплюсовали еще 66 вакансий! Причем свои действия ректорат обосновывал весьма важным обстоятельством — дескать, в вузе резко сократилось количество студентов. И действительно, за 2 — 3 месяца из МИУ отчислили более 650 человек. Сам по себе сей факт требует детальной проверки.


На этом странности в институте не закончились. По представлению госкомиссии Министерство образования указало ректору на то, что заниматься такими корректировками недопустимо. Цифры приема вернули к изначальным. А 31 июля ректор снова подписал новый план приема — на 2.794 места... Не понял серьезности момента? И только после повторного письма из Министерства образования в вузе «успокоились». Самое же печальное в том, что информацию об окончательных цифрах набора довели до абитуриентов и их родителей в последний день приема, причем после 15.00. Многие из–за таких действий ректората поступить не смогли...


Зафиксировали эксперты и несколько технических сбоев. В Белорусском торгово–экономическом университете потребительской кооперации во время тестирования по русскому языку произошла ошибка: одному абитуриенту выдали сразу два теста, второму соответственно бланков не хватило. Пришлось вскрывать резервный пакет. В Могилевском государственном политехническом колледже поступающего необоснованно отстранили от участия в ЦТ.


Но эти и другие неурядицы выглядят незначительными по сравнению с преступлениями, которых, увы, и в этом году зафиксировали немало. Об «уголовных» итогах вступительной кампании «СБ» уже рассказывала (номер от 23.09 с.г.). Напомним, за подстрекательство к даче взятки были задержаны сотрудники БГЭУ и Белорусского государственного университета физической культуры. А в минском Институте управления и предпринимательства промышлял студент–второкурсник, который перед началом ЦТ торговал ответами на тесты по некоторым предметам, утверждая, что получил их прямиком из РИКЗа. Понятно, парень нагло врал, а ответы придумал...


Обратили внимание сотрудники госкомиссии и на некоторые системные нарушения со стороны профильных министерств. Так, Министерство культуры утвердило контрольные цифры приема на «бюджет» для филиалов кафедр Белорусской государственной академии музыки в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Молодечно, которые были открыты незаконно — вместо филиалов вуза, как это было предусмотрено. К тому же бюджетные места в филиалах были не востребованы, как, впрочем, и в прошлом году. Недобор, низкий уровень профподготовки — смысла в работе таких подразделений практически нет.


* * *


Проанализировав все этапы образовательной кампании, представители госкомиссии сделали несколько важных замечаний и предложений. Во–первых, эксперты считают, что необходимо разработать четкую методику расчета количества мест для приема по отдельному конкурсу сельских и городских абитуриентов. Во–вторых, согласовать процедуру профотбора в военные вузы и профессионального собеседования в гражданские (речь о поступлении на правоведческие специальности). Ведь как у нас получается. И отбор, и собеседование — испытания примерно одного плана. Но те, кто был отобран, к примеру, в Академию МВД, но не поступил по конкурсу, не смогут подать документы в гражданский вуз. Пройденный в силовом вузе профотбор им не зачтут, мотивировав тем, что не пройдено собеседование. Нелогично...


В–третьих, нужно что–то делать с экзаменами в ссузах. Как известно, экзаменационные задания для вступительных экзаменов по всем предметам, кроме русского и белорусского, каждый ссуз разрабатывает самостоятельно. Где–то они легче, где–то сложнее. В итоге можно получить высокие баллы в «легком» учебном заведении и поступить на платную форму обучения в более престижный ссуз. Значит, письменные вступительные экзамены для поступления в ссузы на основе базового образования следует проводить централизованно, в установленные дни и по единым заданиям. Министерству образования предстоит рассмотреть эти и другие предложения госкомиссии.


В целом же ближайшие задачи перед нашим образованием стоят такие: повышать качество тестов, внедрять новые технологии, а главное — не забывать про абитуриента. Чтобы следующая вступительная кампания стала еще более честной и справедливой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter