Задание на будущее. Белорусы намерены бороться за попадание в первую десятку на летних Олимпийских играх.

В Минске прошло олимпийское собрание, в котором участвовало все высшее руководство белорусского спорта. В том числе и Александр Лукашенко, являющийся президентом Национального олимпийского комитета Беларуси. Именно глава страны задавал тон собранию.

В Минске прошло олимпийское собрание, в котором участвовало все высшее руководство белорусского спорта. В том числе и Александр Лукашенко, являющийся президентом Национального олимпийского комитета Беларуси. Именно глава страны задавал тон собранию.

Тон оказался весьма критическим. И это при том, что зимняя Олимпиада в Ванкувере стала для белорусов самой удачной. Александр Лукашенко предпочел говорить о проблемах, по большому счету, не новых и давно требующих решения.
Во времена кризисов все страны с удвоенной энергией считают деньги. Беларусь – не исключение. Александр Лукашенко отметил, что государство никогда не жалело средств ни на развитие спортивной инфраструктуры, ни на зарплаты спортсменам, и тут же выразил свою озабоченность по этому поводу:
– При возрастающих вложениях в спортивную отрасль, иногда даже в ущерб другим, мы не получаем соответствующей отдачи. А ведь каждый бюджетный рубль, особенно в нынешних условиях, дается очень непросто. Вот уже 16 лет мы входим в число сильнейших держав на Олимпийских играх. Но прогресса-то нет. В десятку мы попасть не можем.
Для примера Лукашенко вспомнил Олимпийские игры в Пекине. Там белорусские спортсмены завоевали 19 медалей, однако чиновники обещали президенту 25.
– Это что, недостижимо для нас? Достижимо! 25 – это святая для нас цифра. В Лондоне мы можем завоевать даже больше наград.
По мнению президента, белорусы могут лучше выступать и на зимних Олимпиадах. В Сочи он нацеливает спортсменов на пять наград. Александр Лукашенко считает, что шагнуть вперед можно за счет шорт-трека. Правда, глава НОКа не уточнил, как сделать этот рывок, учитывая то обстоятельство, что шорт-трек в Беларуси находится в зачаточном состоянии. Да, в каждом областном центре есть ледовый дворец. Однако там тренируются хоккеисты, фигуристы, проводятся массовые катания. Да и тренеров по шорт-треку в стране, по большому счету, нет.
Президент потребовал от спортивных чиновников делать ставку на национальные кадры, потому что приглашение спортсменов и тренеров из-за границы не всегда дает результат:
– Мы включаем их в национальные команды, тратим значительные средства на подготовку, предоставляем гражданство, решаем жилищные и другие вопросы, а ожидаемой отдачи нет...
Бьет – значит, любит. Белорусские хоккеисты давно прочувствовали эту пословицу на себе, потому что им от Александра Лукашенко достается с завидной регулярностью. На олимпийском собрании мастера клюшки получили очередную порцию критики.
Недавно избранный председатель Федерации хоккея Евгений Ворсин в своем выступлении отметил, что Беларусь в мировом рейтинге занимает 9-ю позицию. Президента это не устроило:
– С чехами нам надо играть на равных, у финнов вы запросто можете выигрывать. Пока для вас маяк две команды – Канада и США. Почему мы говорим о результатах Словакии как о чем-то недостижимом? Или о результатах Швейцарии, которая еще вчера вообще в хоккей не умела играть?
Возможно, такие слова придадут белорусским хоккеистам веры в себя накануне чемпионата мира. Однако статистика говорит о том, что диспозиция сил в мировом хоккее сложилась довольно объективно. По данным Международной федерации хоккея, в Беларуси зарегистрировано 3302 хоккеиста, в Швейцарии – 24 705, в Чехии – 97 102. По количеству крытых ледовых площадок картина схожая. Беларусь – 19, Чехия и Швейцария – по 157.
На собрании были озвучены и другие любопытные цифры. Оказывается, собственная хозяйственная деятельность дает в бюджет белорусских хоккейных клубов мизерные 5 процентов. На плаву команды держатся только благодаря спонсорской помощи предприятий и государственным ассигнованиям. Эти деньги хоккеисты получают благодаря президентскому указу. В том же указе прописано и то, что клубы должны значительную часть средств направлять на развитие инфраструктуры и детского хоккея. На практике же почти половина бюджета среднестатистического клуба идет на зарплату игрокам. На детей остаются сущие копейки.
О том, как выстроить систему подготовки резерва, говорилось больше всего. Евгений Ворсин поведал об ужасном дефиците детских тренеров. Однако эта проблема присутствует во всех видах спорта. Главный тренер сборной Беларуси по тяжелой атлетике Александр Гончаров рассказал, сколько зарабатывают его коллеги, обучающие детишек на периферии. Оклады молодых специалистов – немногим больше ста долларов. Отсюда и дефицит кадров.
Поднимался вопрос и о медицинском обеспечении. Министр спорта Олег Качан поведал президенту, что его ведомство обратилось на этот счет в Академию наук.
– Речь идет о биологически активных добавках и специальных продуктах питания для спортсменов, – пояснил директор НИИ физкультуры и спорта Николай Кручинский. – Создание собственных препаратов – долгий процесс. От синтеза препарата до его применения проходит 10-15 лет, и на это может понадобиться около ста миллионов долларов.
*   *  
В конце олимпийского собрания прошли выборы президента Национального олимпийского комитета. Александр Лукашенко сохранил свой пост, а вот помощники у него поменялись. Повлекут ли кадровые перестановки изменения в спортивной отрасли, покажет время. Ну а пока что белорусский спорт работает над ошибками и решает старые проблемы, которые нужно было решить еще вчера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter