В Беларуси издали учебник-навигатор с QR-кодами

Задачка с QR-кодом

Держу в руках книжку толщиной сантиметра в полтора — яркие иллюстрации, хорошая полиграфия, интересная подача материала. Если основного текста для пополнения багажа знаний недостаточно, можно взять гаджет и считать имеющиеся здесь QR-коды. А ведь необычная книжка — всего лишь учебник за пятый класс. Называется «Человек и мир». Новое издание, которое пришло на смену тому самому, неудачному, по поводу которого было столько нареканий. Ну ведь могут же!

Зачастую тяжелые ранцы школьников хочется просто отложить в сторону, заменив учебники планшетом.
Фото cosmopolitonline.ru

Не могу сказать, что советские учебники, по которым довелось учиться мне, были хуже. Ведь их долгое время считали чуть ли не эталоном, на который нужно современным книгоиздателям равняться. По крайней мере, в части подачи материала. Ведь понятно, что в те времена не было таких полиграфических изысков, как сейчас. И все же, глядя на учебники, подобные «Человеку и миру», современному школьнику по-хорошему завидуешь. Ведь он и про звезды информацию даст, и сами звезды считать научит. 

Но как сделать так, чтобы книга весом в 300 граммов (именно таковы требования к учебникам для пятого класса) была и красочной, и добротной, и содержала всю необходимую для школьника информацию. Ответ у авторов «Человека и мира», к счастью, нашелся. 

— Это — один из первых учебников-навигаторов по дисциплине, — говорит один из авторов новинки профессор БГУ Петр Лопух. — По тексту здесь много ссылок на работу с атласом, с контурными картами, выполнение творческих заданий. Например, понаблюдать Полярную звезду, смоделировать солнечное затмение. Есть здесь даже пресловутые QR-коды. Хочешь узнать по теме больше — навел свой телефон и прочел. 

За таким «симбиозом» будущее учебной литературы — убеждена главный редактор издательства «Народная асвета» Елена Литвинович. Сделать ведь нужно доступный базовый учебник, который и сам по себе, в принципе, хорош для получения полноценных знаний по предмету. Но если ребенок заинтересован в более глубоких знаниях — книга может помочь ему и в этом. 

— Иногда возникает вопрос, что авторы хотят вместить в учебник больше материала, чем нам позволяет стандарт по его объему, — улыбается Елена Литвинович. — Если бы авторы вмещали туда все, что они хотят, наверное, он бы весил не менее полукилограмма. Работа нам предстоит сложная, но за плечами издания — более чем 65-летний опыт. Мы знаем, как эти задачи решать. Изучаем мировые тенденции.

Часто новый учебник — это не усовершенствованный старый, а в принципе новый текст. Так было и с «Человеком и миром», который вместил в себя азы географии, астрономии, биологии, физики. Зачем? Он должен был соответствовать своему названию, убежден Петр Лопух. А кроме того, ликвидировать пробел в знаниях, который появляется у ребят в связи с сокращением часов по курсу географии. 

Если основного текста недостаточно, можно взять гаждет и считать имеющиеся здесь QR-коды.
Фото qerja.com

Впрочем, главной сложностью для авторского коллектива были сжатые сроки работы — учебник рождался всего за год, проходя все инстанции согласования. 

— Моя семья с ним фактически жила полгода, — признается другая соавтор учебника, методист Национального института образования Ольга Сарычева. — Работать приходилось фактически и день, и ночь. 

Первым «экспертом» новой книжки была внучка-пятиклассница Ольги Сарычевой, которая могла сказать: «Бабушка, скукота!» И приходилось переписывать. 

Но стоит ли затрачивать огромные деньги на бумажное книгоиздание, когда, в сущности, каждый школьник имеет доступ к компьютеру? Сказать сложно. Например, эксперимент пятилетней давности в России в Татарстане показал, что успеваемость с «читалками» повышается на 35 процентов! Не говоря уже о сокращении затрат на бумагу и печать. И конечно же, о снижении веса школьных неподъемных рюкзаков. Так, может быть, это стоит сделать и нам, учитывая, что все учебники сегодня имеют электронную версию? 

О широких возможностях обучения с помощью гаджетов говорили участники эксперимента, который несколько лет проходил в БГПУ им. М. Танка. Тогда, отмечали организаторы, всего за первый семестр средний балл экспериментальной группы в сравнении с параллелями вырос почти на балл. 

Впрочем, гигиенисты в плюсах такой новинки сильно сомневаются. И говорят, что если показатели осанки у нас в стране улучшаются, то зрение школьников падает. И не выйдет ли так, что школьник, который и без того половину свободного времени проводит, уткнувшись носом в компьютер или телефон, окончательно ослабит свои глаза на уроке? 

Сами родители, дети которых активно используют гаджеты в обучении, заверяют: никаких проблем со зрением у их детей нет. А вот с осанкой вопросов куда как больше. Тяжелые рюкзаки и вовсе хочется отложить в сторону, заменив тем же планшетом, где на флешке будут храниться сразу все учебники по программе. 

Возможно, однажды так и случится. Пока же, констатируют в Министерстве образования, около 70 процентов педагогов убеждены: в образовательном процессе должны использоваться и бумажные, и электронные учебники. И в зависимости от возраста время работы на уроке с гаджетом должно быть разным. 

Такого же мнения придерживается Елена Литвинович:

— Идеальный учебник? На мой взгляд, он должен быть бумажным. А электронный — как вспомогательная часть. Кто-то лучше воспринимает информацию с экрана, кто-то с бумажного носителя — сегодня каждый имеет доступ ко всем этим вариантам. Но, на мой взгляд, книгу отменять нельзя. 

veraart14@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter