На результаты выборов влияют не только внутренние, но и внешние факторы

Задачи для дипломатов

В каком направлении движется Беларусь, где она хочет быть и на что делать ставку в перспективе?
На результаты выборов влияют не только внутренние, но и внешние факторы. Обстановка в регионе и мире сейчас такова, что можно вести речь о будущем всей системы международных отношений. Позиция, которую Беларусь заняла в украинском вопросе, превращение Минска в площадку для мирных переговоров значительно повысили роль нашей страны в системе региональной и общеевропейской безопасности. Беларусь приобретает в глазах мирового сообщества все большую стратегическую значимость в геополитике, дипломатии, экономике. В связи с этим закономерно возникают вопросы о нашей стратегии во внешней политике в поствыборный период. В каком направлении движется Беларусь, где она хочет быть и на что делать ставку в перспективе?


В ОСНОВЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ — ПРАГМАТИЗМ

Евгений Прейгерман, директор по исследованиям дискуссионно-аналитического сообщества “Либеральный клуб”:

Некоторые эксперты в нашей стране еще со времен СССР продолжают рассуждать категориями вселенского заговора и “осажденной крепости”. Они почему-то всегда и везде видят какую-то конспирологию и злой умысел то Вашингтона, то Брюсселя, то Берлина с Парижем. На реальную дипломатию такие взгляды оказывают все меньшее влияние, а вот в публичном пространстве продолжают звучать.

На протяжении последних трех лет наши дипломаты активно работали над нормализацией отношений с Западом. Прежде всего с государствами и институтами Европейского союза, а также с США. После предыдущих президентских выборов 2010 года, как известно, в этих отношениях сохранялся период “заморозков”, и “разморозка” требовала больших и долгих усилий со всех сторон.

Теперь, когда эта задача стала выполняться и ЕС заявил о приостановке санкций в отношении нашей страны, перед нашей внешней политикой открываются новые возможности. С учетом сложной геополитической ситуации в Восточной Европе, а также проблем белорусской экономики как никогда важно воспользоваться этими возможностями на благо всего общества.

Мир и, в частности, Восточная Европа уже давно другие. В основе внешней политики — прагматичные государственные и бизнес-интересы. Да, в последнее время мы наблюдаем растущее напряжение между Россией и странами Запада, которые конкурируют за влияние в мире. Но конкуренция эта также сугубо прагматичная, геополитическая. Это принципиально отличает сегодняшнюю ситуацию от идеологического противостояния времен холодной войны.

Прагматично, по-деловому следует вести себя и нашей дипломатии (что с успехом в последние годы и делается). Официальному Минску в существующих международных раскладах необходима максимально нейтральная внешняя политика. Интерес нашей страны в том, чтобы быть своего рода “восточноевропейской Швейцарией”. А для этого в том числе важно наладить полноценные и всесторонние отношения с Европейским союзом и США. Это не значит, что нормализация на западном направлении должна идти в ущерб стратегическим отношениям с Россией. Но и отношения с Россией не должны ограничивать возможности на западном векторе. Это нормальная и рациональная логика государства, находящегося между большими соседями, между центрами геополитического притяжения.

Стремление Минска к такому нейтральному статусу как раз и отражают процессы, происходившие в последние годы в отношениях Беларуси с ЕС и США. Фактически между Минском и Вашингтоном некоторое время назад была достигнута непубличная договоренность о развитии отношений по формуле “малых встречных шагов”. Эта формула предусматривала спокойное прагматичное сотрудничество по тем вопросам, которые не вызывают у сторон противоречий. По спорным же вопросам решено максимально воздерживаться от каких-либо действий и обоюдных претензий.

Похожая модель начала работать и в отношениях с ЕС. Здесь в последнее время все больше обсуждается перспектива упрощения визового режима и возможности для более активного секторального сотрудничества. На проблемные темы также говорили, но так, чтобы противоречия не делали невозможным прогресс по другим направлениям.

Из-за глубины противоречий нормализация происходила медленно. Не станет она очень быстрой и сейчас, когда переговорный процесс привел к приостановке европейских санкций в отношении Минска. Но новые возможности сегодня однозначно открываются. И Беларуси необходимо ими разумно воспользоваться.

При этом очень важно, что в дипломатических и экспертных кругах ЕС и США усилилась тенденция по поиску новых подходов к нашей стране. Там хотят большей прагматики и взаимовыгодных результатов: в сферах безопасности, экономики, дипломатии и гуманитарного сотрудничества.

Это отражает и в целом меняющийся подход ЕС к отношениям со странами “Восточного партнерства”. В Брюсселе пришли к выводу, что былая политика не привела к улучшению общеевропейского партнерства. В ближайшее время руководство ЕС представит новые принципы своих отношений с восточноевропейскими соседями. Ожидается, что будет объявлено о большей роли экономического и инфраструктурного сотрудничества, а также о более дифференцированном отношении к различным странам. Другими словами, ЕС не будет выдвигать всем странам-соседкам одинаковые условия — все будет зависеть от устремлений самих партнеров.

Разумеется, что внутри Европейского союза далеко не все согласны с такими новыми подходами. Многие хотели бы сохранить старые принципы. Однако в сегодняшней дискуссии пока более убедительными выглядят сторонники расширения сотрудничества с восточными соседями, в том числе с Беларусью. И в наших интересах поддержать их.

НУЖНА СИСТЕМА ПРОТИВОВЕСОВ

Всеволод Шимов, доцент кафедры политологии БГУ:

Итоги президентских выборов — 2015 оказались в целом предсказуемыми. Они в очередной раз продемонстрировали высокий уровень общественной поддержки Александра Лукашенко. Такому исходу голосования дополнительно поспособствовали внешние факторы. Нестабильность на международной арене, затяжной конфликт в Украине сделали запрос на стабильность и предсказуемость как никогда актуальными.

Эти выборы выявили ряд любопытных закономерностей. Очевидно, что ставка на сценарий “цветной революции”, делавшаяся определенной частью оппозиционных кругов, полностью себя исчерпала и дискредитировала. Методы борьбы с действующей властью через массовые акции неповиновения не работают. В то же время конструктивная оппозиция, которая могла бы предложить избирателям позитивную повестку, также себя не проявила. Этим объясняются как низкие показатели альтернативных кандидатов, так и небывало высокая доля проголосовавших “против всех”. Таким образом, протестный электорат не видит “своих” кандидатов на политическом поле страны.

Хорошим знаком считаю то, что выборы не выявили сколько-нибудь значимого регионального размежевания. Показатели кандидатов оказались в целом сходными на западе и востоке, севере и юге страны, с незначительными колебаниями без какой-то выраженной закономерности. Нелишне напомнить, что именно глубокий политико-идеологический раскол между регионами стал одной из главных причин вооруженного конфликта в Украине. В нашей стране угроза регионального антагонизма отсутствует, и это важный фактор стабильности нашего государства.

Поддержка избирателями действующего Президента означает неизменность курса на интеграцию с Россией и другими постсоветскими республиками в рамках Евразийского экономического союза. Однако в контексте избирательной кампании на первый план традиционно выходит вопрос взаимоотношений нашей страны с Западом. Евро-атлантические структуры не в первый раз выдвигают условием нормализации двусторонних отношений проведение выборов по демократическим (в западном понимании) стандартам. Однако каждый раз попытки такой нормализации заканчивались провалом и новым витком “похолодания”.

Стоит ли сейчас ожидать чего-то подобного? Как представляется, на сей раз действительно есть шансы выйти на достаточно долговременную стабилизацию отношений с евро-атлантическим сообществом. Западный мир сейчас столкнулся с серьезными вызовами и трудностями, и в связи с этим он не заинтересован в дестабилизации нашей страны. Это и миграционный кризис, порожденный экспансией радикального исламизма на Ближнем Востоке, и экономические трудности внутри ЕС (достаточно вспомнить “долговой кризис” в Греции летом этого года), а также провальная политика “европеизации” Украины, обернувшаяся гражданской войной в этой стране.

С учетом этих факторов Запад (в первую очередь в лице ЕС) объективно не заинтересован в “раскачивании” нашей страны и появлении на карте очередной точки напряженности. Кроме того, активное участие в урегулировании украинского конфликта также повышает ставки Минска в этой дипломатической игре. Снятие санкций с Беларуси на четыре месяца, анонсированное ЕС сразу после завершения выборов, сигнализирует, что идти на новое обострение в ближайшее время там не намерены.

В то же время акцент на сотрудничество с Россией, странами Евразийского экономического союза и Китаем не только обусловлен нашими национальными интересами, но и направлен на глобальную трансформацию системы международных отношений. Формирование региональных интеграционных объединений и международной кооперации вне евро-атлантических структур обеспечит переход к более сбалансированной многополярной модели, в которой будет невозможна политика диктата сильного.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter