В Беларуси предлагают изменить подходы к гостиничному обслуживанию

Задача со звездочкой

Обязательную сертификацию планируется реализовать поэтапно

Министерство спорта и туризма провело общественное обсуждение нормативных правовых актов по вопросам гостиничного обслуживания — проекта указа Президента и двух проектов постановлений Совета Министров. Среди новелл — обязательная сертификация. Что еще предлагается изменить и как сейчас получают заветные «звезды» — узнавал наш корреспондент.

Оценка по заслугам 

В последний раз требования к гостиницам и их классификации, а также к персоналу менялись в октябре 2020 года. Тогда вступил в действие новый государственный стандарт. Документ установил общие требования к гостиницам и аналогичным средствам размещения: курортным отелям, гостиницам, находящимся в здании или на территории памятников архитектуры, оказывающим оздоровительные услуги, апарт-оте­лям, хостелам, домам отдыха и т.д. В нем учтены российские требования, а также европейские подходы. Классификация гостиниц основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению гостиницы, номенклатуре и качеству оказываемых услуг, уровню обслуживания. Оценка выставляется в баллах. 

— Сегодня в Беларуси сертификация гостиниц проходит на добровольной основе, — отмечает начальник отдела сертификации услуг Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) Татьяна Смирнова. — Это делают те, кто сам желает заявить о своих «звездах», разместить их на фасаде, использовать эту информацию в рекламных и маркетинговых целях, выгодно позиционировать себя на рынке и для потребителей. На сегодняшний день сертификацию прошли 54 гостиницы. В первую очередь оценивается соблюдение требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований, обязательных для всех гостиниц, независимо от категории. Затем орган по сертификации оценивает техническую оснащенность гостиницы, номерной фонд. Много внимания уделяется услугам, которые предоставляются. В стандарте четко прописано, за что дается каждый конкретный балл. К примеру, дополнительные плюсы можно получить за наличие халатов, даже если это не предусмотрено категорией, тапочек и еще каких-либо дополнительных предметов гостеприимства.

Сама процедура оценки на соответствие стандарту проходит в несколько этапов. В орган по сертификации подаются документы — это заявка и три анкеты. Их формы, удобные для заполнения, можно найти на сайте belgiss.by. Они касаются персонала, самой гостиницы, а также ее материально-технического состояния. 

— Мы анализируем представленную информацию, смотрим, какую категорию для себя определила гостиница, — продолжает Татьяна Смирнова. — Всего стандарт преду­сматривает шесть категорий: «без звезд», «одна звезда», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды», «пять звезд». Предварительно оцениваем по анкетам на соответствие категории. Если анализ показывает, что нет моментов, препятствующих получить ту или иную категорию, то составляется договор, который направляется заявителю. Затем команда по оценке выезжает и на месте оценивает как саму гостиницу, так и ее персонал. Если выявляются несоответствия, то составляются протоколы, которые передаются руководству гостиницы. Далее гостиница указывает в них срок и конкретные действия, которые будут предприняты для устранения несоответствий. После этого составляется отчет. Если окончательная оценка в нем будет положительной, принимается решение о выдаче сертификата сроком на пять лет. В течение его действия осуществляется периодическая оценка.


На сегодня в стране 592 средства размещения. В учет не вошли санатории, пансионаты и базы отдыха. Больше всего в Беларуси трехзвездочных гостиниц. Это так называемый средний сегмент. 

— Основным отличием трехзвездочных гостиниц от гостиниц более низкой категории является предоставление услуг питания, хотя бы завтраков. Основные требования — к площадям номеров и санузлов. Кондиционирование обязательным не является. Но есть требования к обязательному наличию определенного количества вентиляторов для номерного фонда и т.д. Как правило, такими гостиницами пользуются командировочные и бюджетные туристы, — говорит Татьяна Смирнова.

А для тех, кто ценит комфорт и особые условия, в стране есть четырех- и пятизвездочные гостиницы. 

— Основное отличие пятизвездочной гостиницы от других — это, во-первых, большие площади номеров и санузлов, наличие круглогодичного кондиционирования во всех помещениях, большое количество дополнительных услуг и предметов гостеприимства. Также особо учитывается режим работы ресторанов и баров, квалификация и опыт работы персонала. Конкретный перечень требований прописан в стандарте. 

Новые подходы

А с 2025 года сертификацию гостиниц намерены сделать обязательной. Это преду­смотрено разработанными Министерством спорта и туризма проектом указа Президента и постановлениями Совмина. В обосновании к проекту указа Главы государства говорится, что введение обязательной сертификации гостиниц и аналогичных средств размещения позволит повысить уровень гостиничных услуг.

— Прохождение сертификации средствами размещения с присвоением даже низшей категории классификации «без звезд» будет свидетельствовать, что средство размещения готово к приему туристов с точки зрения соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил обеспечения безопасности жизни, здоровья гостей, — подчеркивает заместитель министра спорта и туризма Олег Андрейчик. — В дальнейшем такое средство размещения, инвестируя в повышение уровня сервиса, модернизацию материально-технической базы, сможет повысить свой уровень классификации. 

Кроме того, разработчики нормативного правового акта сообщают, что в настоящее время в Беларуси есть гостиницы, которые самостоятельно присваивают определенную категорию «звездности», не имея на то сертификата соответствия. Предоставляемые ими услуги могут не соответствовать заявленному уровню. Это влечет за собой появление жалоб и отрицательным образом отражается на имидже Беларуси как страны для будущих путешествий. 

— Эта мера является актуальной, так как участились самостоятельные туристические путешествия граждан, поступают жалобы и обращения на качество предоставляемых услуг средствами размещения, в том числе от иностранцев, — добавил замминистра. 

Введение обязательной сертификации, по мнению разработчиков, способно решить эту проблему. С этой целью правила предлагается дополнить нормой, согласно которой
осуществлять гостиничное обслуживание будет разрешено исключительно при наличии сертификата соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Беларуси.
Что касается сроков, то обязательную сертификацию планируется реализовать поэтапно, начиная с гостиниц и аналогичных средств размещения с большим номерным фондом. Согласно проекту соответствующего постановления Правительства предложен следующий вариант поэтапной сертификации: 2025 год — гостиницы и аналогичные им средства размещения с количеством номеров от 71 и выше; ­2026-й — от 31 до 70; 2027-й — от 11 до 30; 2028-й — до десяти номеров. 


— Такая градация обусловлена необходимостью в первую очередь сертифицировать гостиницы, которые могут осуществлять прием автобусных туров, — уточнил Олег Андрейчик. 

Авторы проекта законодательных новелл акцентируют: обязательная сертификация гостиниц и аналогичных средств размещения не является административной процедурой.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Сейчас в Беларуси насчитывается 592 гостиницы и аналогичных средств размещения, из которых 586 работают круглогодично, шесть — сезонно. Сертификат соответствия имеют 54 отеля. Из них категория «пять звезд» присвоена четырем гостиницам, «четыре звезды» — девяти, «три звезды» — 33, «две звезды» — восьми.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter