Почему каждый год родителям приходится платить за ремонт классов в школе?

Задача со множеством решений

Среднее образование у нас бесплатное. То есть, по идее, родители не должны платить за обучение детей. Тем не менее каждый год им приходится выкладывать энную сумму, в частности, на ремонты классов: покрасить стены, поклеить обои, заказать новые шкафчики в раздевалку и так далее. С одной стороны, вроде как сам по себе факт странный. На что же тогда идут отчисления из бюджета? А с другой — для родных чад стараемся, думают родители, и продолжают платить. При школах есть попечительские советы, в функции которых входит привлечение помощи извне. Но спонсорами, как правило, оказываются исключительно родители. Так что платят они в любом случае. Что с попечительскими советами, что без них. Это норма или то, что надлежит изменить?


Вошедшее в привычку не всегда правильно


Последнее время усилилась традиция собирать с родителей дополнительные средства для обеспечения учебного процесса их детей в школе. Сдать деньги на покраску пола или оклейку стен уже является нормой. Однако вошедшее в привычку не всегда является правильным. В частности, с точки зрения развития будущего поколения страны. Необходимо что-то менять. Но каким образом? Начальное, среднее и высшее образование — это долгосрочная инвестиция. Данный сектор экономики невозможно реформировать за один день. На его преобразование уходит как минимум одно поколение. Поэтому любые применяемые или планируемые практики в системе образования должны проходить серьезные жернова анализа. Аналогично стоит поступить и с практикой “школьных поборов”. 

Может показаться, что декларируемое бесплатное образование в стране должно подразумевать полную оплату содержания и обучения школьников в учебных заведениях. Однако на деле образование во многих случаях не только не является бесплатным (так как за него обычные граждане платят при помощи налогов), так еще на местах просят доплачивать. Тут сразу стоит заметить, что бесплатное образование, как и любая другая услуга с обозначением “бесплатно”, — факт неоднозначный. Всегда существует тот, кто платит за банкет. Даже если говорят: образование оплачено государством, то стоит учитывать, что у государства иная функция. Оно в лице Минфина только перераспределяет средства, которые были собраны с граждан в форме налогов. Согласно международному исследованию Tax Freedom Day 2015, подготовленному “Либеральным клубом”, белорусы работают на государственный бюджет почти пять месяцев, или 138 дней.

Из нашего общего кошелька на образование идет львиная доля средств. Например, только по итогам первого полугодия 2015 года на образовательные нужды было направлено 20,6% расходов консолидированного бюджета страны. Это самая крупная статья государственных трат согласно функциональной классификации. В абсолютных значениях система образования в этом году была профинансирована на 21,8 трлн рублей. Причем основная строка расходов — заработная плата с начислениями.

Несмотря на относительно неплохое финансирование будущего, учителя продолжают получать небольшие средства в качестве оплаты своего труда, а родителей подталкивают “добровольно” становиться меценатами. Где же произошел сбой? Во-первых, структура расходов на образование не так прозрачна, как может показаться. Около трети бюджетных средств идет на заработную плату, однако оставшиеся средства расходуются по иным статьям, которые могут быть далеки от процесса обучения. 

Объем финансирования школ, по моему мнению, не имеет четкой взаимосвязи с результатами их деятельности. Попытка размазать бюджет тонким слоем на все учебные заведения и приводит к тому, что родители должны покрыть разницу между желаниями и возможностями. Хотя логичнее было бы выстроить систему, при которой школы получают средства в зависимости от спроса на их услуги со стороны родителей: пришел новый ученик — получи дополнительное финансирование; перевелся в другую школу — будь добр верни средства в общий котел. При таком подходе, как мне кажется, возобладает конкуренция между школами за привлечение лучших преподавателей, совершенствование школьных программ и подходов к обучению. И в таком случае родители действительно станут потребителями услуг, а не спонсорами.

Параллельно с реформированием государственного сектора образовательных услуг не стоит препятствовать развитию частных учреждений образования, а также применению практики преподавания на дому. Эти альтернативные пути, как мне представляется, предоставят родителям возможность самим выбирать будущее для своего ребенка. При этом система не потеряет своей социальной направленности. Ведь те родители, которые не смогут финансово обучать свое чадо частным образом, будут иметь возможность воспользоваться образованием от государства. Сбор денег вряд ли исчезнет, но у граждан хотя бы будет выбор — и в этом главный принцип изменений, которые необходимы нынешней системе.

Антон Болточко, эксперт по экономике дискуссионно-аналитического сообщества “Либеральный клуб”

Помогать школе надо


В первую очередь нужно обсуждать реальные схемы финансового устройства современной школы. Именно реальные, а не идеальные, а значит, невероятные. 

Не “западные” или “восточные” модели, которые, безусловно, интересны и требуют изучения. Можно долго мечтать о более разумной модели устройства школы, говорить о значительном влиянии попечительских советов в других странах и о том, что и у нас было бы правильно передать им часть полномочий по руководству школами... Может быть, и у нас когда-нибудь что-нибудь изменится в более рациональную сторону. Но произойдет это, очевидно, не скоро, а наши дети учатся здесь и сейчас и второй раз в первый класс они не пойдут. А значит, надо в первую очередь самому себе ответить на вопрос: “Как вы относитесь к необходимости дополнительного финансирования школы родителями?” 

На мой взгляд, существует три принципиально разных ответа на этот вопрос.

1) Это поборы. Я плачу налоги и этого достаточно, платить не буду.

2) Это поборы. Я плачу налоги, но деньги школе лучше дать, чтобы ребенку не было хуже, а у меня — головной боли.

3) Понимаю, что финансирование школ недостаточное, поэтому плачу, руководствуясь своими представлениями о здравом смысле.

Позиция родителей, отказывающихся платить за образование, это действительно гражданская позиция. Она соответствует законодательству: среднее образование в нашей стране должно быть бесплатным! Правда, есть оговорка: я таких родителей, чьи дети сейчас учатся в школе, не встречал.

При этом человек, который считает, что наши налоги достаточны для финансирования школ в полной мере, должен понимать: большинство учителей так не считает. Что делать? Можно попробовать “строить” школу, требовать добросовестной работы от учителей, но, думаю, КПД таких усилий будет невысоким. Можно попробовать “строить” вышестоящие инстанции системы образования. Это было бы неплохо, тем более что они в курсе всех “поборов” и по сути их породили и поддерживают, но как-то это ни у кого не получается. 

Позиция большинства — постоянно вполголоса жаловаться на сбор денег у родителей, заочно осуждая школу и издеваясь над учителями, которые эти деньги вынуждены собирать. Тема “поборов” стала одной из наиболее часто обсуждаемых в компаниях людей, чьи дети ходят в школу. Правда, когда начинаешь выяснять, на что собирались деньги, то в абсолютном большинстве случаев выясняется, что понадобилось оплатить питьевую воду, стаканчики, средства гигиены, дополнительную литературу, канцелярские принадлежности, экскурсии. Есть и более крупные расходы: ремонт кабинетов, включая замену окон, современная оргтехника и телевизор в школьный кабинет, ковер для комнаты отдыха в начальную школу, новая мебель для класса... Часто собирают на подарок школе, даже не расшифровывая, на какой. 

И очень часто других статей расходов у родителей нет. 

Если деньги собирают только на детей, то почему эти деньги называют “поборами”? Почему надо уничижительно отзываться об учителях, которых вынудили эти деньги полулегально собирать? По крайней мере, это нерационально, поскольку такое отношение родителей к учителям передается и детям. Я считаю такую позицию непорядочной.

Глупо отрицать, что деньги все чаще собирают на подарок конкретным учителям и ситуации бывают очень неприглядные. Мой опыт говорит о том, что учитель, вынуждающий родителей учеников “благодарить” себя, как правило, не очень хорошо работает. К тому же я считаю принципиально важным, чтобы у школьников был педагог, который не совершает аморальных поступков по отношению к ученикам. В этом случае я приложил бы максимальные усилия, чтобы перевести ребенка в другой класс или другую школу. 

С другой стороны, я не вижу ничего зазорного в том, чтобы отблагодарить постфактум учителя или школу за хорошо сделанную работу. И уж точно не зазорно подарить учителю букет цветов и (или) коробку конфет в День учителя или в преддверии 8 Марта, а главное, не забыть искренне сказать спасибо. Сотрудничать с той школой, которая есть, помогать ей морально и материально, выясняя отношения с учителями лишь тогда, когда ситуация действительно критическая, а не по каждому, часто надуманному, поводу, — позиция родителей, разделяющих третью точку зрения. Это и моя позиция.

Евгений Ливянт, репетитор по физике и математике, преподаватель высшей категории
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter