Задача со многими неизвестными

Планка экзаменационных требований поднимается все выше.
Планка экзаменационных требований поднимается все выше.

В минувшую субботу выпускники средних школ сдавали экзамен по математике. А в понедельник в редакции раздались звонки: дескать, экзаменационное задание было слишком сложным, а последняя задачка для многих выпускников и вовсе оказалась не по зубам. Мол, нет, она, конечно, решаемая, техническая ошибка или опечатка в нее не закралась, но уровень сложности - не для выпускников средней школы, пусть даже с профильным изучением математики. Корреспондент "СБ" связалась с несколькими столичными школами, в которых в субботу выпускники корпели над математикой. Экзамен действительно породил немало противоречивых мнений.

- В этом году задания куда сложнее, чем прошлогодние, - отметила завуч СШ N 65 Наталья Холтобина. - Обычно уже через 2 - 3 часа у большинства ребят все решено, но нынче ученики работали все 6 часов. Не стоит проверять итоговые знания выпускника задачами повышенной сложности - это и лишний стресс, и возможность необъективной оценки.

Так же высказались и в других школах. Злополучную задачу N 6 для классов с профильным изучением математики смогли решить единицы. Быть может, как способ выявить самых одаренных такой метод и подходит, считают педагоги, а вот как возможность подытожить школьные знания, пожалуй, чрезмерен. Когда сильный ученик с перепугу не смог решить задачку, право, обидно. И несправедливо. Ведь задача выпускных экзаменов - подтвердить соответствие итоговой отметки полученным знаниям, а не испытать на прочность нервы выпускника. Это ведь не тесты на самообладание в экстремальной ситуации.

Впрочем, в Министерстве образования предложенный материал сложным не сочли. Как сообщила корреспонденту "СБ" главный инспектор главного управления общего среднего образования министерства Наталья Горовая, принимавшая участие в составлении заданий, для обычных классов задачи были традиционными.

- Что же касается ребят, обучавшихся в классах с математическим уклоном, то для них задание было несколько сложнее, - отметила Наталья Филипповна. - Но никак не уровня школьных олимпиад. Обычное для тех, кто хочет поступать в математические вузы, - ученики профильных классов должны уметь решать задачи на комбинации многогранников и тел вращения. Никакой паники и ажиотажа не было: в этот день я дежурила, обзванивала школы - замечаний о сложности задания никто не высказал. В тестировании, которое недавно проводилось, были задачи куда сложнее, и многие ребята справились. К слову, в дальнейшем, с переходом на 10-балльную систему, диапазон требований будет еще расширен. К знаниям на высший балл будут предъявляться самые серьезные требования, например, умение творчески и нестандартно мыслить.

К сожалению, альтернативы экзаменам у нас пока не придумали. Потому все новые и новые школьники каждый год обречены переживать этот стресс - экзаменационную проверку знаний. Существующая образовательная система к тому же предполагает еще и двойной стресс: выпускные в школе и вступительные экзамены в вузах и техникумах приходится сдавать в одно лето. Стресс, который переживают - 17 - 18-летние ребята в этот период, по мнению медиков, не проходит для их здоровья бесследно. Конечно, всем нам приходится сдавать в жизни немало экзаменов. И учебных, и житейских. Вспоминая собственную вступительную страду, могу сказать одно: ни в одну студенческую сессию, ни при сдаче госэкзаменов, ни при защите диплома не пришлось мне испытывать такой сильный мандраж, как в период школьных выпускных, а потом вступительных экзаменов. Слишком усердно нам вдалбливали, что от этих экзаменов зависит буквально все в нашей жизни. Потому-то в летний экзаменационный период психоневрологи отмечают традиционный всплеск обострений неврозов и нервных срывов у выпускников и абитуриентов.

Малыш моей подруги готовится идти в первый класс. На расспросы о том, подобрали ли для него школу, мама отвечает: "Нет, мы еще не решили каким ему быть: умным или здоровым..."

На снимке: идет экзамен в минской 53-й средней школе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter