Разобрались, почему латвийские власти запрещают своим гражданам ввозить белорусский бензин

Задача с октановым числом

Безвизовый режим, который наша страна ввела для граждан Латвии и Литвы, без преувеличения вызвал ажиотаж. На границах выстраивались очереди из желающих посетить Беларусь. Мера временная: пока безвиз действует до 15 мая включительно. Также этой категории иностранцев, прибывающих в Беларусь, разрешено посещение пограничной зоны без пропуска. Это решение было принято накануне православных и католических религиозных праздников: из-за коронавируса в соседних странах у людей не было возможности посетить родственников в Беларуси в связи с отсутствием виз. Только за первый день действия безвизового въезда, 16 апреля, в Беларусь прибыло более 600 иностранцев. А по состоянию на 29 апреля за время безвиза в страну прибыло 10 785 человек, в том числе 2503 гражданина Латвии.

коллаж анны вяжевич

Демократия по-латышски 

Такое положение дел латвийские власти совсем не устраивало. И начали пугать своих граждан. В прямом смысле. Местный МИД рекомендовал латышам воздержаться от поездок в Беларусь. Напомнили о неких «значительных рисках для граждан Латвии, которые совершают поездки в страну». Как отмечается в сообщении, у МИД Латвии «нет оснований полагать», что в основе решения о разрешении на безвизовый въезд лежат «гуманитарные соображения или добрые намерения».

Заигравшиеся в шпиономанию латвийские власти и вовсе предупредили о вербовках белорусскими спецслужбами прибывающих по безвизу. 

— МИД обращает внимание на то, что разведывательные службы Латвии и других стран НАТО публично предупреждали о разведывательной деятельности российских и белорусских спецслужб и вербовке граждан соседних стран. Существует серьезный риск того, что такие действия будут направлены и против граждан Латвии, желающих воспользоваться возможностью безвизового въезда, предлагаемого Беларусью, — говорится в сообщении внешнеполитического ведомства этой страны.

По данным ГПК Беларуси на 29 апреля, с момента действия безвиза на территорию нашей страны въехало 10 785 лиц.

Но здравомыслящие латыши сказкам не поверили и спокойно поехали туда, где им рады. Поняв, что план с «белорусскими спецслужбами» и «тут опасно» провалился, власти придумали очередной способ «уберечь» своих граждан от посещения Беларуси. Водители, которые отправляются в путешествие на личном автотранспорте, столкнулись с необычным предупреждением. На латвийской границе их уведомляют о том, что покупка для личного пользования нефтепродуктов, находящихся в Беларуси или происходящих из Беларуси, запрещается. В социальных сетях местные жители делятся соответствующими фотографиями листовок, которые им раздают на границе. Причем раздают пограничники. Дошло до того, что в отдельных пунктах пропуска замеряют количество горючего в баках при выезде в Беларусь, а потом сравнивают при возврате в Латвию. Такая вот «демократия».

Из первых уст 

Мы решили напрямую спросить в Службе государственных доходов Латвии, так ли это. Приводим наш разговор со специалистом таможенного управления, которая дала нам консультацию по телефону. Для легенды представляемся иностранцем, который жил в Беларуси около года, а сейчас хочет поехать по делам в Латвию. К слову, на вопрос, на каком языке им лучше общаться — английском или русском, латвийские таможенники выбрали второй вариант.

Фото той самой листовки от латвийских пограничников.
— Здравствуйте. Собираюсь на своем автомобиле приехать из Беларуси в Латвию. Слышал, что запрещено ехать на машине, заправленной белорусским бензином. Это правда?

— Это правда. Есть регулирование Евросоюза, в котором оговорено, что нельзя покупать и вести на территорию ЕС белорусское горючее.

— А что мне делать, если я сейчас в Беларуси и мне надо каким-то образом доехать до границы и двигаться дальше? Каким бензином мне заправиться?

— Даже не знаю, что вам сказать (смеется). Когда вы пересекли границу ЕС и Беларуси?

— Около года назад. И сейчас мне по делам надо ехать в Латвию. 

— Если вы пересекаете границу и через три дня вернетесь обратно, то в баке не должно быть больше горючего. Но вы же, я так понимаю, находились в Беларуси до момента, как мы начали контролировать количество бензина в баке?

— Именно так. Что вы посоветуете делать, если мне надо по делам на пару дней, а потом снова вернуться в Минск и через неделю опять приехать в Латвию?

— Тогда вам нельзя будет заправляться в Беларуси. 

— А как это проверяется, где я заправлял бак и сколько бензина у меня?

— Это на границе наши компетентные структуры работают с данным вопросом. Честно, мы сами не понимаем, по какой схеме они работают и какая у них методика. Мы просто предупреждаем наших граждан, которые едут в Беларусь, что заправляться белорусским топливом запрещено и что это будет проверяться. 

Белорусский бензин в несколько раз дешевле латвийского.
SB.BY

Слово эксперту 

Мы попросили данную ситуацию прокомментировать аналитика БИСИ Алексея Авдонина

— В действительности мы должны говорить, что поведение латышских властей не что иное, как модель тайного воровства из карманов своих граждан. Та санкционная политика, которая была введена странами ЕС не по своей воле, а в связи с настойчивым желанием США, привела к тому, что за все эти оплошности и необдуманные решения руководства стран Балтии будут отвечать простые граждане своим кошельком. Конечно, это будет приводить к их обеднению, воровству и нищете. И самое главное, власти Латвии понимают, что они не могут удержать свой внутренний рынок, если не вводить жесткие ограничения на ввоз своими гражданами того же топлива из Беларуси. У нас топливо в разы дешевле по стоимости. А наличие на рынке альтернативного топлива с очень привлекательной ценой приводит к тому, что вся их экономическая политика разрушится до основания. И поэтому они всеми способами ограничивают ввоз топлива на свою территорию со стороны Беларуси. 

Экономический аспект

Понять логику латвийских властей просто. Достаточно прочесть последние заявления руководства страны. В частности, премьер-министр Кришьянис Кариньш призвал население изменить привычки и использовать общественный транспорт из-за резкого подорожания топлива. За последние несколько недель цена на бензин марки 95 в Латвии выросла на 17,45 процента, а на дизельное топливо — на 21,86 процента. Одновременно рост потребительских цен в феврале этого года составил 1,6 процента по сравнению с январем. В годовом измерении цены на продукты в Латвии выросли на 8,7 процента.

— Давайте будем спокойны, рациональны, не будем подчиняться слухам. Цены идут вверх, но в какой-то момент они остановятся, найдут новый уровень, который, наверное, будет выше, чем сейчас. Значит, надо думать об изменении привычек, — успокаивал население страны Кришьянис Кариньш.

Сравним

Все познается в сравнении. И чтобы понять латвийских граждан, которые на полном баке возвращаются из Беларуси, достаточно сравнить стоимость литра бензина в нашей стране и в Латвии. Сегодня (по состоянию на 29 апреля) литр топлива марки 95 в Латвии стоит 1,787 евро, а в Беларуси — 0,81 евро в эквиваленте. Аналитик БИСИ Алексей Авдонин уверен, что в Европе цены на топливо будут сильно расти:

— В среднем в месяц цены на топливо в ЕС будут расти на пять — семь процентов. И к концу года могут, в принципе, увеличиться в два раза. То есть смело можно будет наблюдать цены по 3 евро за литр бензина. 

Вместо P.S.

Как говорится, пазл и сложился. Истинная причина, по которой гражданам латвийские власти чинят препоны, — боязнь того, что люди увидят в Беларуси настоящую демократию и заботу государства о своем народе. Все познается в сравнении. А кошелек в этом ой какое хорошее мерило. Тем более когда разница в стоимости топлива доходит до двух раз. Это чревато негодованием, а в дальнейшем и волнениями в обществе. А потом по известной цепочке. Так что Laipni lūdzam Baltkrievija. Benzīns pietiek visiem (переводим: «Добро пожаловать в Беларусь. Бензина хватит на всех»).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юлия Бресская, старший инспектор Витебской таможни:  

— Белорусская сторона сообщает, что никакого запрета на вывоз нефтепродуктов физическими лицами из Беларуси нет. Согласно действующему законодательству, товаром для личного пользования признается вывозимое топливо в количестве целого бака, предусмотренного заводом-изготовителем транспортного средства, и дополнительно не более 10 литров в отдельной емкости. Нормы, указанные латвийской таможенной службой Регламента Совета ЕС от 24 июня 2021 года, не распространяются на покупку в Беларуси нефтепродуктов, которые необходимы для удовлетворения основных потребностей покупателя или гуманитарных проектов.   

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter