Почему фермеры не выращивают экологически чистую продукцию

Задача по химии

В Шкловском районе около 40 фермеров. Один из них — Александр Суворов из деревни Дымово. Специализация его хозяйства “Суворово” — свекла, морковь, капуста, картошка. Но это обычная продукция. А почему ставка не делается на овощи без нитратов?

Фото Александра Рыбакова

Земля едва подсохла, а фермер уже начинает высаживать рассаду капусты, вот-вот наступит очередь картофеля. В этом году почва накопила много влаги, и хотя температура воздуха давно позволяла приступить к посадкам, обилие воды мешало начать эту работу.

Овощи фермер выращивает в открытом грунте. Он давно задумывается о производстве экологически чистой продукции, но, как и многие его коллеги, опасается, что на нее не найдется спроса. Надо, чтобы кто-то под заказ брал такие овощи на реализацию, но пока желающих не находится. В прошлом году звонил кто-то из предпринимателей, интересовался, обнадежил, но потом так и не объявился.

Руководитель КФХ “Суворово” рассказывает:

— Делать ставку на новый вид продукции — всегда определенный риск. Сейчас мы удобряем овощи интенсивными подкормками. Без них упадет урожайность, потребуется значительно больше ручного труда, существенно возрастет себестоимость, а у нас и так проблемы со сбытом.

Кстати, даже выращивать ранние сорта овощей на Могилевщине не особенно выгодно, серьезную конкуренцию составляют южные регионы страны, где скороспелые огурцы-помидоры созревают значительно раньше.

В последние годы сельским хозяйствам приходится довольно туго — перепроизводство дает о себе знать. Очевидный факт нынешнего времени: и своя страна ни в чем дефицита не знает, и за рубеж поставки растут. Но чтобы на экспорт отгрузка шла целыми фурами, нужны большие объемы продукции. Получается заколдованный круг: много вырастишь — можно не найти покупателя, посеешь мало — не оправдают себя транспортные расходы.

Раньше Александр Суворов поставлял овощи в исправительную колонию, но сейчас тендер не всегда удается выиграть. Часто те, кто ничего не производит, умудряются предложить более выгодные цены, становятся победителями: с осени, сразу после уборки урожая, они выменивают сельхозпродукцию у частников на ядохимикаты, закладывают в хранилища, а потом продают.

Так что, говорит Александр Суворов, заниматься нужно тем, что гарантированно можно продать. Обычно он обрабатывает землю вдвоем с сыном, но сейчас, в самую горячую пору, нанял несколько односельчан по договорам подряда, чтобы помогли посеять. В следующий раз наемные работники придут помогать уже осенью — убирать, сортировать урожай, в остальное время года семья сама справляется.

График сейчас напряженный. Времени нет ни минуты. Вот и проверяющие зачастили — налоговая, пожарные, охрана труда. Правда, условия ведения бизнеса упрощаются, визиты контролеров называются теперь не проверками, а мониторингом. Штрафуют меньше, чем прежде, больше предупреждают, но драгоценное время визитерам все равно уделять приходится. По-прежнему сильно отвлекают и различные отчеты. “Тут не до экспериментов, — говорит фермер. — Главное, выжить, сработать без убытков. Прежде нам государство и льготными кредитами помогало, с техникой было проще. Теперь идет процесс отхода от льгот. Нужно самому работать рентабельно. А вдруг с чистыми продуктами ничего не выйдет, кто убытки погасит?”

К сожалению, у фермеров нет структуры, которая помогала бы продавать продукцию централизованно. Каждый крутится, как может. Иногда, правда, кое-что берет на реализацию потребкооперация. Но обычно это происходит лишь осенью. Да, вот в прошлом году известная торговая сеть предлагала фермерам принять участие в могилевской сельскохозяйственной ярмарке. Но поставила условие: за прилавком нужно стоять ежедневно. А как можно в пору уборки урожая каждый день отсутствовать в своем хозяйстве? И хороших продавцов, которым можно было бы поручить торговать своим товаром, не каждый найдет, а связываться с кем попало — себе дороже.

Руководителю “Суворово”, как и многим его коллегам, и хотелось бы расширить ассортимент, но возникают некоторые вопросы. Конечно, сегодня многие отдают предпочтение здоровому образу жизни, полезным, экологически чистым продуктам. Вот сейчас заговорили и о возможности принятия закона об органическом земледелии. Это может подогреть интерес к продукции без “химии”, говорит Суворов: “И я готов за это взяться. Тем более есть опыт. Но самое главное — найти сбыт для урожая”.

МНЕНИЕ

Николай Шпаков, директор Союза фермеров Могилевской области:

— Причин, по которым фермеры воздерживаются от выращивания экологически чистой продукции, несколько. Во-первых, сегодня нет нормативных документов, никто не знает, какие требования будут предъявляться к такой продукции, многих именно это сдерживает. Также сказывается и неготовность сельхозпроизводителей объединяться, продавать свою продукцию централизованно. В прошлом году одна из предпринимательниц хотела попробовать наладить торговлю экологически чистой продукцией, я ей дал телефоны нескольких фермеров, так они сами же ее и отговорили, убедили, что дело хлопотное. Предлагал создать и торговое предприятие при нашем союзе, чтобы мы сами могли его контролировать, устанавливать там цены, — опять же, отнеслись без энтузиазма. Мы, конечно, придем со временем к необходимости централизованно открывать перерабатывающие производства, вместе заниматься реализацией, а пока каждый выживает в одиночку и это тормозит дело. Руководители КФХ даже не ставят вопроса об изучении рынков сбыта, а большинство предпринимателей, в свою очередь, предпочитают торговать не картошкой и свеклой, а заморскими бананами и апельсинами.

В ТЕМУ

Юрий Бубнов, доктор социологических наук, профессор:

— Есть массовое недорогое производство и есть “ручная работа”. По цене экологически чистая продукция будет всегда проигрывать на рынке. Поэтому, если хотим ее продвигать, не обойтись без программы (общереспубликанской или местной) по поддержке сельских бизнесменов. К примеру, в России у экологически чистой продукции всегда приоритетное место на полках супермаркетов — власти должны работать в этом направлении с товаропроводящими сетями. Также не обойтись без маркетинговых исследований, создания инфраструктуры для обеспечения производителей семенами, органическими удобрениями. Такая программа — это имидж страны или отдельно взятого региона, забота о здоровье народа. Думаю, за экологически чистой продукцией будущее. А фермеры, уверен, обязательно поддержат инициативу, подключатся, но только под программу.

Александр Лазарев, предприниматель:

— С огромным удовольствием покупал бы экологически чистые продукты, но реально таковые, а не кем-то задекларированные безопасными и полезными. Посмотрите, какие высокие требования предъявляются к органическому земледелию в соседней России, в ЕС! Такая продукция должна быть выращена не просто без добавления “химии”, на органике, но, в свою очередь, скот, от которого эта органика получена, должен пастись на экологически чистом пастбище, вдалеке от промышленных предприятий, питаться только экологически чистыми кормами. Поле, где выращивают такую продукцию, должно быть удалено на определенное расстояние не только от крупных дорог, но даже от проселочных. И это лишь немногие требования-нормативы. Просто же платить втридорога за огурцы-помидоры, выращенные в чьей-то теплице, “как для себя”, не желаю. В стране работают несколько магазинов, пытающихся работать в этом направлении, но так как у нас пока не разработаны соответствующие стандарты, в их товарах я не уверен.

Irina_mendeleva@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter