Задача государства — создавать условия для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни
17.11.2007 01:00:00
Исключая бюрократическую волокиту
Как убежден Александр Лукашенко, механизм предоставления государственной помощи принципиально важно сделать максимально доступным, исключающим чиновничьи субъективизм и волокиту в принятии решений. “Мы познакомились с работой некоторых государственных органов на местах по оказанию адресной социальной помощи и предоставлению безналичных жилищных субсидий. Как выяснилось, многие люди не хотят обращаться за господдержкой, чтобы не сталкиваться с громоздкой бюрократической машиной”, — отметил глава государства. Александр Лукашенко подчеркнул, что хотя определенная процедура необходима, но она не должна унижать человека.
“После вступления в силу нового закона о льготах многие граждане, ранее получавшие льготы, станут субъектами оказания адресной социальной помощи. И государственные органы должны быть готовы оперативно и профессионально решать проблемы, с которыми к ним обратятся люди”, — отметил Президент.
Иждивенчество не приемлемо
Президент считает, что всякого рода иждивенческие настроения должны быть прекращены. “Я всегда честно и открыто говорю о том, что не будет разбазаривания денежных средств на необоснованные льготы и привилегии. Ведь мы не берем деньги из воздуха на льготы, а, поддерживая одного, забираем эти деньги у другого гражданина”, — подчеркнул глава государства.
“Сегодня в Беларуси есть все для того, чтобы нормально жить и работать, — отметил Александр Лукашенко. — Создаются новые рабочие места, своевременно выплачиваются зарплаты и пенсии, не обделена вниманием и учащаяся молодежь, которая получает различные виды стипендий, премий и материальной помощи, а самые одаренные и талантливые молодые люди становятся лауреатами президентских фондов”.
“Трудоспособный человек может и должен работать, содержать себя, семью, детей и родителей”, — резюмировал Президент.
Роль государства
“Задача государства — не предоставлять подачки в виде льгот, а создавать условия для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни, — сказал Президент. — Человеку нужно предоставить работу, нормальную зарплату, пенсию, стипендию. А государственная поддержка должна оказываться малообеспеченным, социально незащищенным людям, которые не в состоянии позаботиться о себе сами”.
“Правительству в будущем году придется усиленно поработать над повышением зарплат, пособий и пенсий граждан”, — отметил глава государства. “Не надо обманывать людей, нужно реально показать, что, ликвидировав льготы, которыми у нас пользовались до cеми миллионов граждан, мы предоставим людям возможность заработать больше, чем они экономили бы на своих льготах”, — добавил Александр Лукашенко.
При этом он подчеркнул, что “льгота — это не прибавка к зарплате, пенсии, стипендии, а поддержка — индивидуальная и адресная”. К примеру, распределением адресной помощи среди учащихся должны заниматься вузы. “Никто лучше вузов не разберется, кому из студентов нужно оказать конкретную поддержку. Поэтому эти суммы лучше направлять в учебные заведения под определенные условия, а там разберутся”, — пояснил Президент.
Аналогичный механизм необходим и в отношении других категорий граждан. По словам Александра Лукашенко, “ни один председатель райисполкома не отдаст деньги тому, кто в них не нуждается, если мы четко пропишем механизм оказания адресной помощи”.
Президент отметил, что в Беларуси сохранена стабильная система социального обеспечения. “Мы не пошли на повышение планки пенсионного возраста, а ведь это роскошь даже для очень богатых государств”, — подчеркнул он. Александр Лукашенко также напомнил, что государством компенсируются затраты граждан на жилищно-коммунальные услуги.
Адресная помощь
Указ о некоторых мерах государственной поддержки населения не приведет к возврату отмененных льгот, заявил вчера Президент Беларуси. “В последнее время много стали рассуждать о том, что льготы будут в полном объеме компенсированы адресной социальной помощью. Этого не будет”, — подчеркнул глава государства.
По словам Александра Лукашенко, за реализацией указа должен быть установлен контроль со стороны Администрации Президента и правительства. “Возможно, после вступления этого нормативного акта в силу мы увидим массу недостатков, возникающих на практике. Поэтому в течение года указ должен быть проконтролирован, и если мы увидим, что кого-то не учли, кого-то обделили, то будут внесены соответствующие дополнения”, — сказал Президент.
“Чем раздавать по крохам, лучше сконцентрировать средства и направить их по целевому назначению. Так в свое время мы сделали с так называемыми чернобыльскими средствами, за счет которых был построен уникальный центр радиационной медицины в Гомеле и решен ряд проблем”, — отметил Александр Лукашенко.
Освобождаемые от упорядочения льгот средства будут направлены на бесплатное питание школьников, создание современной базы медицинских учреждений и всестороннюю поддержку многодетных семей. Глава государства подчеркнул, что в этой пятилетке необходимо поднять уровень отечественной медицины до самых высоких мировых стандартов, чтобы граждане Беларуси могли получить все необходимые услуги в клиниках своей страны, а не выезжать за границу.
Александр Лукашенко также отметил важность внимательного подхода к поддержке многодетных семей. При этом он сказал, что в ближайшее время намерен вернуться к вопросу о защите прав детей в неблагополучных семьях и проконтролировать исполнение законодательства в этой сфере.
Помощь государства должна быть дифференцированной, в зависимости от тех жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается конкретный человек, если он не способен на равных конкурировать на рынке труда или является нуждающимся по иным факторам, заявил Президент. “Создать именно такой механизм оказания помощи — первостепенная задача власти”, — подчеркнул он.
Необходим порядок в предоставлении льгот
Как заявил Александр Лукашенко, упорядочение льгот было планомерной и последовательной политикой. “Любые выборы, парламентские или президентские, начинались и заканчивались льготами, все выступали за их отмену, — отметил Президент. — Упорядочением льгот мы стали заниматься с первых дней моего президентства и делали это поэтапно и постепенно”. Он напомнил, что сначала был наведен порядок с льготами и преференциями для чиновников, а затем были исключены неоправданные льготы для санаторно-курортного оздоровления как гражданских, так и военных лиц.
Глава государства подчеркнул, что переход от всеобщих льгот к оказанию адресной социальной помощи — “это не какая-то вынужденная мера ввиду якобы сложного экономического положения в стране”.
По словам Президента, указ “О некоторых мерах государственной поддержки населения”, проект которого был представлен на совещании, должен учитывать все стороны господдержки граждан, четко прописать категории нуждающихся, виды поддержки, источники, механизмы финансирования и их условия. “Подход к выплате государственной помощи в Беларуси должен быть единообразным. Сейчас надо объективно и всесторонне обсудить представленный документ, взвесить все “за” и “против” его принятия без популизма”, — подчеркнул Александр Лукашенко.
Проект данного указа разработан во исполнение статьи 2 Закона Республики Беларусь “О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан”. Господдержка будет осуществляться путем предоставления государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий.
Предусмотрено увеличение критерия нуждаемости при оказании помощи малообеспеченным гражданам в виде ежемесячного социального пособия с 60 до 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, в виде единовременного социального пособия — с 60 до 120 процентов бюджета прожиточного минимума. Кроме того, при назначении ежемесячного социального пособия отмененные льготы исключаются из состава совокупного дохода семьи, тем самым компенсируя расходы малообеспеченным семьям в связи с отменой льгот.
Предполагается увеличение ежемесячного социального пособия до 45 тысяч рублей. На эти цели планируется направить 28 миллиардов рублей, что почти в шесть раз превышает уровень финансирования по сравнению с 2006 годом. При этом численность получателей государственной адресной социальной помощи достигнет 200 тысяч человек.
Предлагается также изменить условия предоставления безналичных жилищных субсидий. В результате численность семей, которые смогут воспользоваться правом на получение субсидии, возрастет с 113,1 тысячи до 160,6 тысячи.
В целом расходы на реализацию проекта указа составят 34,8 миллиарда рублей в год. Выделения дополнительных средств из республиканского бюджета не потребуется. Общая численность получателей государственной поддержки, как ожидается, составит около 360 тысяч человек.