Задача – давать результат

От центров по обслуживанию бюджетных организаций до МАЗа и театров. Во Дворце Независимости обсудили ряд важных экономических вопросов, однако отдельные предложенные подходы Александр Лукашенко раскритиковал. Подробности совещания у Президента

Работа над ошибками. Именно этой фразой можно емко описать результат вчерашнего совещания Главы государства с руководством Совета Министров. В центре внимания были четыре важных экономических вопроса. К сожалению, как выяснилось по ходу обсуждения, документы, с которыми чиновники пришли к Президенту, оказались сырыми и непроработанными. А сегодня не то время, когда можно принимать невзвешенные решения. Каждый принимаемый на уровне государства шаг должен быть обоснованным, отвечать реалиям и, главное, иметь положительный эффект. В этой связи Александр Лукашенко ориентирует всю вертикаль власти:


- Зарплата, деньги – это главный рычаг во власти, в управлении. Собственность, деньги и власть - три кита. Это главное в любой стране. Ваша задача - работать в той системе координат, которая есть, и давать результат.

Экзамен от Президента

На обсуждение Правительство вынесло проекты указов, которые касаются расширения функций центров по обслуживанию бюджетных организаций, финансирования государственных театров, механизма присоединения низкоэффективных сельхозорганизаций к госпредприятиям, а также предложения по развитию Минского автомобильного завода. И прежде чем принимать окончательные решения, Главе государства, как обычно, важно выслушать все точки зрения, тщательно все обсудить и взвесить. Александр Лукашенко не зря с этого и начинает разговор:

- У нас сложилась хорошая традиция, можно сказать, - советоваться по важнейшим вопросам, которые внесены на решение Президента. Это значит указ или распоряжение Президента. Проекты подготовлены, некоторые вопросы по этим проектам есть. Я хотел бы получить уточняющие и дополнительные ответы на них.

Забегая вперед, отметим, что участники совещания этот «экзамен» не сдали. Более того, им пришлось выслушать жесткую критику от Главы государства, который не просто не согласился с рядом предложенных подходов, но убедительно и аргументированно указал членам Правительства на ошибки и недоработки в представленных документах. Однако обо всем по порядку. 


Главный рычаг в управлении. Почему Президент потребовал проверить работу центров по обслуживанию бюджетных организаций

Итак, первым в повестке был проект указа по расширению функций центров по обслуживанию бюджетных организаций. Министр финансов Юрий Селиверстов докладывает предысторию вопроса. Суть в том, что еще в 2020 году в Беларуси создали специальные центры по обслуживанию бюджетных организаций. Они централизованно взяли на себя такие услуги, как бухгалтерия, снабжение, техобслуживание организаций и так далее. Сейчас в стране работает 181 такой центр, они обслуживают более девяти тысяч организаций.

Теперь Правительство предлагает увеличить количество организаций, которые должен обслуживать каждый центр, и ввести дополнительные виды услуг, которые они вправе оказывать. Например, представлять интересы организаций в судах, выступать заказчиками при строительстве и другие.

Однако Президент интересуется: насколько верным оказалось решение о создании подобных структур? Стали ли эффективнее расходоваться бюджетные средства? Возникли претензии и к юридической стороне. Центры вроде бы существуют при исполкомах, но выведены из их структуры, и до конца не ясно, кому они подчиняются.

- Вы их собрали в кучу, посадили в централизованную группу, убрали от райисполкомов и назвали центрами, - отметил Александр Лукашенко. 

- Деньги – это всё. Зачем вы забрали эту главную функцию от исполкомов? Зарплата, деньги – это главный рычаг во власти, в управлении.

Смущает и формулировка о том, что исполкомы «вправе» создавать такие центры. То есть могут создавать, а могут и не создавать, возмутился Глава государства:

- Что за вертикаль власти? Если мы приняли в компактной стране решение централизовать и вывести их из исполкомов, что изменилось в плане дисциплины, исполнительности и прочее?

Не получив четкого ответа на эти вопросы, Президент дает поручение своей администрации:

- Запланируйте мне поездку в один из районов. Я поеду в район и посмотрю, как это функционирует. Централизовали - это правильно. Собрали в кучу - ради бога. Но желательно, чтобы централизация была мотивированной. Если вы централизовали и наполовину сократили, хорошо. Не дай бог, я поеду в райисполком и увижу там хоть одну закорючку не так… 

Обоснованные должны быть шаги, и мы должны от этих шагов получать эффект.

Глава государства поручил Комитету государственного контроля изучить на местах работу центров по обслуживанию бюджетных организаций, промониторить, насколько эффективна их деятельность. Важно еще раз детально все проработать и провести, что называется, апгрейд предложенных в проекте указа новаций. Администрация Президента должна еще раз проработать документ с юридической точки зрения и максимально подробно прописать все положения, чтобы в будущем не возникало вопросов, кто за что отвечает и кому подчиняется. Александр Лукашенко убежден, что эти центры должны находиться в непосредственном подчинении председателя исполкома. Тогда будет ответственность и результат. 


«Заработали больше – получили больше». На какой схеме финансирования расходов театров настаивает Президент

Следующий вопрос, который рассмотрели на совещании, касается творческой среды. Но подходы, которые чиновники прописали в проекте указа «О поддержке отдельных организаций культуры», довольно жирные.

По мнению Главы государства, театрам нужна прямая зависимость между полученным результатом и уровнем доходов. Александр Лукашенко напомнил, что еще в 2021 году, посещая Национальный академический театр имени Янки Купалы, давал поручение о переходе на равнодолевое финансирование расходов. То есть сколько театральное учреждение заработало своими силами – столько же получит и из госбюджета. Работает ли сегодня такая схема – большой вопрос. Помимо этого, разработчики документа включили следующее положение: «содержание и использование в полном объеме за счет бюджетных средств госимущества театров, включая оплату труда служащих и рабочих, коммунальные услуги, техническое обслуживание зданий, сооружений, благоустройство территории, ремонт оборудования и транспорта».

Президента такой подход не устраивает:

- Деревья буду садить за вас, а вы будете ходить с бэчебэшными флагами! Разве театр будет переживать по поводу транспорта, какого-то оборудования? Это же заплатят из бюджета!.. 

Какие вы еще деньги у меня просите? 50 процентов мы даем театрам дотацию. Тем театрам практически, которые в 2020 году выступили за уничтожение государства. Что вы сделали для того, чтобы выполнить мое поручение?

Более того, белорусский лидер задался закономерным вопросом: в 2020 году творческие люди хотели большей свободы. Сегодняшние подходы ее в полной мере обеспечивают: своими силами творить, привлекать зрителей, зарабатывать, а государство на такую же сумму окажет поддержку.


Председатель КГК Василий Герасимов уточнил: предполагается, что государство будет выделять театрам деньги только на постоянные расходы. Все остальное - сколько заработал театр, столько доплатил бюджет. Ремарка от Президента на этот счет краткая – «в постоянных расходах конь не валялся». И с ней Василий Герасимов был вынужден согласиться. Реакция Главы государства на предлагаемые документом решения:

- Так зачем вы мне подсовываете эти решения? Мы же договорились: заработали миллион - миллион из бюджета платите. Тогда будет понятно: вы заработали больше - больше получили. А так вы хотите за мой счет банкет?

По словам Председателя КГК, театры не смогут заработать столько, даже если им ту сумму доплатить. Александр Лукашенко согласен: да, это непросто. Однако условия сегодня такие, что по-другому нельзя. Без экономии и рачительного подхода, а также тяжелой работы не обойтись. И подходы здесь необходимо ужесточить. Поддержка театрам по отдельным вопросам со стороны государства возможна, но основной вариант, который Президент считает оптимальным, – это равнодолевое финансирование расходов.

- Садитесь и думайте, как мы будем с ними работать, - резюмировал Глава государства. 


Земля и люди. Каким должен быть механизм присоединения отстающих сельхозпредприятий

Третий вопрос повестки дня касается работы с проблемными организациями АПК, а именно их присоединения к успешным государственным предприятиям. Такая практика в стране уже выработана и дает результат. Правительство предлагает идти дальше и разработало новые меры в этом направлении.

- По действующему законодательству создаются условия для сельхозпредприятия, которому мы предусматриваем реструктуризацию долга, отсрочку и так далее. В данном проекте указа мы создаем условия не для АПК, а для предприятия-инвестора, чтобы он мог за период трех лет отсрочки, 12 лет реструктуризации долга вложить денежные средства в это неплатежеспособное предприятие, - пояснил министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло.

По его словам, речь идет о 127 сложных сельхозорганизациях, из которых 117 находятся в трех областях - Гомельской, Могилевской и Минской.

Президента категорически не устраивает такой подход – огулом на всех распространить проект указа. Александр Лукашенко требует подойти к вопросу рачительно, по-хозяйски. Ведь важно еще разобраться, почему то или иное хозяйство оказалось в числе отстающих. И здесь есть вопросы к руководителям. Почему у одних получается все, а у других – ничего? Президент по этому поводу заметил:

- Мы имеем 8,3 миллиарда долларов от экспорта продовольствия, потому что в руках держали сельское хозяйство и модернизировали его, приводили в порядок. Дисциплину наводили

Было сказано крестьянам: если вы при тех условиях, которые вы называли здесь, не сможете нормально работать, будете проданы или мы вас присоединим к «БелавтоМАЗу». То есть вы потеряете свою самостоятельность. Я им прямо сказал семь или восемь лет тому назад. Время прошло. Из трех тысяч предприятий 127 даже при нашей поддержке ни черта сделать не смогли. Сегодня ты говоришь: подпишите указ, мы будем эти 127 предприятий (неизвестно какие) присоединять неизвестно к кому. Но дополнительно пропишем, что «БелавтоМАЗ» или кто-то будет иметь какую-то льготу: на три года рассрочка и так далее.

Глава государства требует конкретики: какие именно хозяйства и к кому сегодня будем присоединять? И вообще: зачем менять что-либо в существующей системе, когда и сейчас есть механизм для того, чтобы присоединять, говоря по-народному, колхозы, совхозы к предприятиям через распоряжение Президента.

- Чем вас не устраивает эта система? - спросил Александр Лукашенко. - Губернатор определился, он знает, какие предприятия ему надо приводить в чувства, он внес предложение, проект решения Президента (готовится с учетом этого предложения. - Прим. ред.), Президент подписал. И в этом распоряжении о присоединении - сроки и реструктуризация вторым пунктом, еще какая-то льгота.

Александр Лукашенко против подхода «общим чохом».

- Наверное, общим чохом и не получится… - с некоторым сомнением сказал Игорь Брыло.

- «Наверное» не бывает, когда мы речь ведем о ценнейшем продукте в нашей стране, когда речь идет о земельных угодьях, о ресурсах, - жестко парировал белорусский лидер. - Может, кому-то и надо льготу эту дать, а кому-то и не надо.

В качестве примера Президент привел «Беларуськалий», которому поручено взять шефство над несколькими сельхозорганизациями и который способен с этим справиться без всяких льгот и преференций. 



«Это важнейший вопрос – собственность». Почему к распоряжению земельными ресурсами нельзя подходить огулом

Критику Президента вызвал и тот факт, что предложенный проект указа создает условия для ухода от персональной ответственности за работу конкретных предприятий:

- Вы сейчас мне эти сложные хозяйства, которыми я поручил заниматься вертикали власти, вы их сейчас в кучу и уводите от ответственности тех, кто за это должен ответить. 

Я же вам сколько раз говорил: собственность, деньги и власть - три кита. Это главное в любой стране. Вы пришли у меня просить чохом принять решение, а в развитие этого у вас даже нет, кого к кому вы завтра будете присоединять.

Что же касается возможной приватизации, Президент обратил внимание, что этот вопрос затрагивает интересы и конкретного предприятия, и региона, и страны в целом. Поэтому в Беларуси предусмотрена многоступенчатая система в этом вопросе. Александр Лукашенко в связи с этим напомнил, что в свое время в 1990-е годы в Беларуси поставили надежный заслон так называемой прихватизации. Потому к вопросам распоряжения собственностью, тем более земельными ресурсами, необходимо подходить аккуратно и взвешенно, а не общим чохом.

Александр Лукашенко констатировал, что в каждом районе всего по два-три убыточных предприятия:

- И это должна быть зона ответственности председателя райисполкома, начальника управления сельского хозяйства и еще одного чиновника. 

Ваша задача - работать в той системе координат, которая есть, и давать результат… Не дай бог вы не оздоровите эти 127 предприятий. Это ничто фактически. И то надо еще разобраться, почему они такими стали. Разберитесь, а потом вносите предложения.

По итогам совещания Глава государства поручил на уровне местных властей подробно проанализировать положение дел по каждому проблемному сельхозпредприятию и при необходимости дополнительных решений вносить предложения для подготовки распоряжений Президента. 



«Я не Дед Мороз!» На каких условиях получит поддержку МАЗ

Участники совещания также обсудили новые предложения по дальнейшему развитию МАЗа, включая реализацию инвестпроекта по реконструкции автобусного производства. Главная просьба, с которой обратились к Президенту, - реструктуризировать примерно половину задолженности предприятия. Александр Лукашенко резонно обратил внимание на проблему большой дебиторской задолженности: вернув в оборот компании эти средства, поддержка, возможно, не потребовалась бы.

Президент ставит вопрос перед вице-премьером Петром Пархомчиком, который в свое время возглавлял БЕЛАЗ:

- Чего ты, будучи в БЕЛАЗе, не приходил ко мне деньги просить вот таким образом?

- Потому что зарабатывал.

- А почему он не зарабатывает? Почему я должен сегодня от них забрать (деньги из других сфер. - Прим. ред.) и вам отдать?.. 

Вам подпись Президента нужна, чтобы я вам подарил на 10 или сколько лет эти деньги. Я ж не Дед Мороз! Нам нужны эти деньги. Пенсионерам надо помочь, врачам, учителям… 


Еще одно предложение Минпрома - реструктуризировать долг в течение 15 лет – Александр Лукашенко прокомментировал с долей сарказма:

- Давай, может, на 30.

Вместе с тем Глава государства акцентирует внимание: необходимо четко проработать условия, чтобы сроки возврата средств не были чересчур растянуты. Государственные интересы здесь также необходимо учитывать.

Петр Пархомчик пояснил главную задачу, которую сейчас видит Правительство, - запустить очередной инвестиционный цикл, так как на протяжении последних 15 лет предприятие фактически не инвестировало средства в свою хозяйственную деятельность.

 Просьбу о помощи озвучил и министр промышленности Александр Рогожник:

– Я хотел бы вас попросить дать нам шанс исправить ситуацию и помочь… Это решение назрело и поддерживается не только Минпромом. Этот вопрос проработан и с Министерством финансов, и с Комитетом госконтроля. Без вашей поддержки, к сожалению, мы не можем.

Министр также добавил, что сейчас сложились уникальные условия и для кооперации, и для работы на российском рынке. В частности, пояснил он, «сумели с Россией договориться»:

- С КАМАЗом договорились. Они унифицировали все узлы. То есть КАМАЗ делает для МАЗа, МАЗ - для КАМАЗа. Перестали драться.

В итоге Александр Лукашенко поручил готовить окончательный проект указа, где предстоит четко прописать новые сроки и цифры.

Затронули в этой связи и кадровый вопрос. Валерий Иванович возглавляет компанию уже три года. Логичный вопрос от белорусского лидера: чего добился за это время? И дальше уже серьезно и по-мужски: готов ли работать дальше, понимая, что спрос будет выше? Гендиректор МАЗа заверил, что перспективы видит, а новый инвестпроект выведет предприятие на другой уровень.

СКАЗАНО

Президент Александр Лукашенко:

— Я часто говорил, что приватизация у нас практически запрещена… Трудовой коллектив собирается, принимает решение. Потом пошло по инстанциям: райисполком, горисполком, потом в Правительство, потом Президент принимает окончательное решение. Эта бюрократия сделана умышленно. Потому что это важнейший вопрос — собственность. Если бы мы пошли путем Украины, мы бы имели то, что они имеют. Но мы этим путем не пошли. Я же в 1995 — 1996‑м сражения на улицах выдержал с нашими нацменами. И частники, которые страну уже поделили, — именем революции все это перечеркнул, пользуясь поддержкой народа, и мы не пошли по реформам, которые принимали в парламенте. Мы фактически поставили заслон приватизации. Она тогда называлась «прихватизация». Это важнейший вопрос. То же самое, что ребенка кому-то своего отдать. Особенно на селе. Это же резануть человека по сердцу. 

Закон для всех одинаков

Президент озвучил подробности крупных махинаций гендиректора «Белшины»

Неожиданностью для некоторых участников совещания и журналистов стали подробности о гендиректоре «Белшины», которые во время мероприятия озвучил Глава государства. Руководитель предприятия сейчас находится в СИЗО.

фото андрея сазонова

Обращаясь к вице-премьеру Петру Пархомчику, Александр Лукашенко напомнил, как на «Белшине» в свое время создавалось производство сверхкрупногабаритных шин:

— Давали деньги. Создали этот продукт. Чуть-чуть он, может, еще недотягивает до Goodyear, Michelin… С российского рынка эти все гудиеры и мишлены ушли. Сегодня только дай эти крупногабаритные шины, только дай! И цены на них начали подниматься.

А далее Глава государства озвучил подробности того, что сделал гендиректор «Белшины»:

— Он заключает договор с какими-то российскими — я их жуликами называю, иначе не назовешь, — договор, что он будет только им продавать эти шины примерно на 16 — 20 процентов ниже себестоимости! Такой спрос на них сегодня! Деньги бешеные платят горнодобывающие предприятия, прежде всего в России. Вези не хочу. В убыток продает эти шины... 

Глава государства продолжил делиться фактами. Так, договор предполагал: если руководитель «Белшины» отказывается от продаж на таких условиях (ниже себестоимости), то каждый год полмиллиона долларов придется платить в качестве неустойки. Белорусский лидер не скрывает возмущения:

— Какой директор может вообще в любой ситуации заключить такой договор? Какой? Это сразу договор посмотрел — в тюрьму! Заключил. Ниже себестоимости на 20 процентов примерно продает. А российские компании, эти жулики, которые у него купили ниже себестоимости, выше себестоимости почти на 60 процентов перепродают товар. То есть посредники.

При этом, подчеркнул Александр Лукашенко, в России есть свой официальный дилер, торговый дом, через который можно продавать по любой цене шины:

— Но в конце ты заберешь прибыль там, потому что это твой торговый дом. Он от этого отказывается и продает вот этим жуликам, которые перепродают его же товар на 60 процентов дороже себестоимости. Прибыль формируется там. Его предупреждают главный бухгалтер, заместитель директора по экономике, руководитель Департамента маркетинга и еще несколько человек. Первое: так делать нельзя, это убыток. Второе: это нарушение законодательства.

Президент напомнил о своем неоднократном требовании избавиться от необоснованного посредничества:

— Вы продавали и кормили этих посредников. Вот работа генерального директора. Там, где у нас момент. Я говорил: не было бы счастья, да несчастье помогло. Санкции… Мы сейчас можем поднять экономику «Белшины» в данном случае. И налоги вернуть, и задолженность. Предприятие может получить хорошие деньги.

При этом, как рассказал Глава государства, руководитель предприятия грозил своим подчиненным, которые его предупреждали, увольнением:

— Вместо того чтобы прислушаться к людям — «я вас уволю». Сейчас под следствием. Говорит: для меня эти крупногабаритные шины — ничто, я даже этим не интересовался. Во-первых, вранье, а во-вторых, как это маржинальным продуктом директор не интересуется? Вот работа руководителя. Для всех закон одинаков, и правила одинаковы.

konoga@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА


КОММЕНТАРИИ

Вадим Боровик, политический аналитик:

— Александр Лукашенко в ходе обсуждения важнейших вопросов развития нашей экономики и ее отраслей всегда демонстрирует хозяйский и весьма взвешенный подход. Речь не идет о том, что Президент на что-то жалеет деньги. Но он хочет понимать, что средства, которые будут дополнительно выделяться либо предоставляться для реструктуризации выплат, будут использоваться, во-первых, эффективно, а во-вторых, будут носить стимулирующий характер для развития самих предприятий.

Почему столь рачительно Президент относится к каждому рублю в нашей экономике? Ответ очевиден. В мире непростая экономическая ситуация, рядом идут боевые действия, в которые и нас постоянно пытаются втянуть тем или иным образом.
Президент понимает, что каждый неправильно использованный рубль в экономике — это путь к дестабилизации ситуации в стране и, соответственно, подрыв суверенитета и мира на белорусской земле. 
Поэтому сегодня, столь рачительно и ответственно подходя к этим вопросам, жестко требуя от высшего руководства страны аккуратности в распределении финансовых средств, Глава государства еще раз говорит о том, что мы должны быть сплоченными, ответственными и максимально эффективно использовать то, что имеем. Для того, чтобы в этой непростой ситуации не просто выстоять и сохранить мир, но и остаться конкурентоспособной экономикой, после мирового передела демонстрирующей динамичный рост.

Георгий Гриц, экономический аналитик:

— На одном совещании обсуждались вопросы совершенно различных отраслей. Но общее из озвученных проблем — ответственность. И театры, и бюджетные центры, и МАЗ, и сельхозпредприятия — однозначно соглашусь с Президентом, что надо искать первопричины возникших сложностей, а после этого уже принимать решения.

Скажем, те же убыточные сельхозпредприятия. На первый взгляд, логично присоединить их к сильным субъектам хозяйствования, чтобы они вытянули их на стабильную работу. Но с другой стороны, не совсем правильно, когда промышленные компании будут просто давать деньги сельхозпредприятиям. Какая-то временная помощь может быть. Но исходя из прошлого опыта, что происходит: менеджмент промышленного предприятия ищет грамотных руководителей для СПК, мотивирует их и под их компетенции и идеи выделяет какие-то финансовые ресурсы. Но, возможно, этот принцип можно реализовать и без присоединения сельскохозяйственных активов к промышленным холдингам.

Правда, есть случаи, когда нахождение аграрной «дочки» оправданно. Например, «Гомсельмаш» и МТЗ собственные сельхозпредприятия используют для обкатки техники, разработки технологий. Но животноводческие фермы, наверное, не вписываются в бизнес этих предприятий. Поэтому, как верно отметил Президент, не надо все решать «чохом». В каждом конкретном случае надо разобраться в первопричинах сложностей, а потом исходя из них принимать решения.

фото алексея вязмитинова


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter