Зачем вы, девочки, красивых любите?

Эта новая рубрика представляет короткие интервью с известными людьми.
Эта новая рубрика представляет короткие интервью с известными людьми. "Наобум" - не значит, что журналист не готовится к интервью и не знает, о чем спрашивать своего героя.

"Наобум" - попытка проверить реакцию интервьюируемого героя на неожиданные вопросы и надежда услышать неожиданные ответы.

Это - игра, в которой два партнера: гость редакции и журналист.

Сегодня мы играем с Анатолием ДЛУССКИМ.

На вопрос, как его представить наиболее полно, он ответил

: - Длусский - это актер, певец, поэт, композитор, исполнитель, землекоп, дровосек, домостроитель, отец двоих сыновей, футболист.

- Актерские работы в "Христофоре" - видели, песни, лично написанные и исполненные, - слышали, но что значит, например, дровосек, футболист - поясните.

- Дровосек, землекоп - любимые занятия, а вот что касается футболиста, то тут все очень серьезно - я ведь участник чемпионата мира! Правда, среди звезд мировой эстрады в Москве в августе - сентябре этого года. А участники, знаете, какие? Марадона (можно в команде иметь двух профессионалов), газмановские буйволы... Я же представляю Беларусь.

- Кто еще из наших?

- Ну, Дима Смольский...

- Удачи вам, следить будем, интересно ведь. А теперь резко о другом. - Оскар Уайльд, известный мастер парадоксов, однажды заявил: "Всякое искусство бесполезно, потому что из него не извлечешь никакой пользы".

- Согласен! В карман положить нечего! Но вот почему искусство так притягивает к себе людей? Отвечу: потому что в талантливой форме - без этого искусство не искусство - отражаются самые заветные помыслы человека, - беспокойные невнятные шевеления его души. И вдруг - раз! и выкристаллизовываются, скажем, в кем-то сочиненной песне. Я был приглашен на чемпионат мира по биатлону. В канун соревнований, очевидно, проникшись атмосферой настоящего спортивного ристалища, написал "Гимн биатлону". И слова откуда-то приходили разительные, и музыка лилась из души.

Утром спел нашим ребятам. Честно: видел даже слезы на суровых лицах. Достучался до души! Так полезно искусство или нет? Вот то-то и оно - это сфера души, а не прилавка.

- Как вы считаете, следует поддаваться слабостям?

- Я люблю одиночество. Это слабость? Тогда я отдаюсь ей с самозабвением. Я помню свое одиночество в Коктебельском заливе, где я перечитал под плеск волн Пушкина, Достоевского, Толстого. Поддавшись слабости, слушал море, начитался вдосталь - и вышел из уединения сильным, звонким, готовым к подвигам. И еще я усвоил две заповедные вещи. Люди любят сильных. А страдания даны человеку, чтобы укрепляться в мире, преодолевая их.

- Почему в вашем театре "Христофор", как в японском "Кабуки", все, даже женские роли, играют мужчины?

- "Валять дурака" - мужское, не женское дело. Женщину надо держать на пьедестале. Ей предназначено быть мудрой, самозначимой.

- А что значит по-вашему: "хорошая женщина"?

- Та женщина, которая интуитивно понимает, что позволено только ей, причем это нельзя имитировать, ее поведение соткано из уникальной природной талантливости и привлекательности. Она обладает острым умом и языком. И главное - все в ней гармонично. Как вы говорите, "хорошая женщина" - это талант. А понимание всего этого таинства у мужчин выкристаллизовывается лишь с годами.

- Индусы предупреждают людей: "Не состарься напрасно". Как формулируют?! Ваши ассоциации на этот счет.

- Мне сразу вспомнилась где-то прочитанная мысль, которую высказал, кстати, актер - Жан Габен. Он, по-моему, так сказал: одни люди стареют, как галоши, другие, как... кафедральные соборы. Потрясающе! Я думал об этом. Мне кажется, если будешь творить себя, если найдешь дорогу к прощению других и не ослабишь спрос с себя, - обретешь мудрость, спокойствие, а значит, и великую старость, высокую, как шпиль собора.

- Высокая мысль!

А теперь резко вниз. В чиновничьих кругах шутят: "его возвысили пинком". А в театральном мире такое бывает? У вас же мерило - талант!

- Боже мой, конечно, бывает. Возьмет кто-то из авторитетов и соизволит "благовольнуть" душке-бездари - направит пинком в хороший спектакль с интересной ролью.

- Анатолий Казимирович, а почему вы так кричите, когда исполняете свои песни?

- О-о-о! Это было по молодости и от большого желания достучаться, вернее, докричаться до слушателя о том, что мною выстрадано. Это теперь мне вдруг захотелось положить на музыку Пушкина "Буря мглою небо кроет". Это теперь я понимаю, что и шепотом можно ох как пронзительно сказать о заветном. Кстати, долго не показывал эту песню. Боялся. Пушкин! Совершенство! И я. Однажды тихонько спел друзьям. Вижу, попал!

(Тихо поет.)

- Анатолий, а вы знаете, что от ваших низких бархатных нот женщины стонут в зале?

- Знаю...

- А вы знаете, что было написано в одном египетском папирусе, над расшифровкой которого бились ученые?

- Ну и?

- "Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен..."

- О-хо-хо! Это вечно. Мне тоже уже не нравятся молодые на эстраде. Много моды, агрессии. Но эти дети все равно вернутся к истине, которая, как водится, в гениальной простоте. В них заложены гены культуры нации. Они найдут истинный путь к главному. А вот заметьте, в застолье что они поют? Не "Полковнику никто не пишет...", а "Зачем вы, девочки, красивых любите..." Вот то-то!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter