Зачем в Италии «начальник над русскими художниками»?

Вам известно, отчего молодых художников раньше называли пенсионерами, зачем русские живописцы так стремились поехать в Италию и почему сбор винограда в этой стране становился шумным праздником?

Вам известно, отчего молодых художников раньше называли пенсионерами, зачем русские живописцы так стремились поехать в Италию и почему сбор винограда в этой стране становился шумным праздником? Если нет – вам пора посетить Национальный художественный музей, где открылась выставка «Италия, отчизна вдохновения…»

На выставке представлены работы известных мастеров живописи из собрания музея, которые запечатлели в своем творчестве характер, традиции и быт солнечной Италии.

СокФедор Моллер. «Поцелуй». фоторовищницу шедевров мировой культуры – яркую Италию – русские художники открыли еще в XVII веке. При Петре I появилась традиция отправлять молодых живописцев на учебу в эту европейскую страну. Выпускники Академии художеств могли продолжить свое обучение за рубежом, для этого государство назначало им «пенсион» (содержание). Молодые «пенсионеры» стремились в Италию, где вдали от холодов России они могли бы воплощать все свои задумки в жизнь. Кстати, чтобы хоть как-то контролировать пенсионеров, была утверждена специальная должность – начальник над русскими художниками.

– Эта выставка – один из совместных проектов Национального художественного музея и Белтелерадиокомпании, – рассказал генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов. – В экспозиции произведения Федора Матвеева, Сильвестра Щедрина, Ивана Айвазовского. Это прекрасный пример настоящего искусства.

Картины в золоченых резных рамах рассказывают о жизни итальянцев три века назад. Художник Иван Реймес, к примеру, показал, как проходил сбор винограда в окрестностях Рима. Думаете, женщины с тяжелыми корзинками, наполненными спелыми гроздьями винограда, работали на плантациях? Совсем нет. В ярких платьях, с золотыми подносами в руках, дамы танцевали под звуки музыки, рядом резвились детишки, а мужчины в остроконечных шляпах подсчитывали прибыль от урожая.

На выставке можно вернуться в конец XIX века и побывать на приеме у Папы Римского. В огромном дворце в Ватикане итальянцам приходилось отстаивать немаленькую очередь, прежде чем увидеть понтифика. Причем в этой очереди были и знатные дамы, и крестьяне, и бедные горожане.
Уникальные памятники архитектуры, прекрасная природа, темпераментность и национальный колорит итальянцев прекрасно чувствуются на выставке. Если вам еще не удалось побывать на Апеннинском полуострове, начать знакомство с Италией вы можете в музее.


Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН», фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter