Зачем учиться, если не трудиться

Пусть это не покажется странным, но сегодня школа несет перед государством и обществом не только нравственную, но и экономическую ответственность. Ибо от степени общеобразовательной подготовленности школьника и дальнейшего выбора им профессии зависят как комфортность самого молодого человека, так и благополучие страны. Но вот несколько цифр для размышления. Из общего числа зарегистрированных на начало прошлого года по республике безработных 47,3 процента составляла молодежь в возрасте 16—29 лет, из которой пятая часть приходилась на выпускников различных учебных заведений. В структуре последних преобладали школьники – более 60 процентов, которые, разумеется, не имеют профессии, навыков, опыта и по этим причинам не представляют интереса для нанимателей.
В то же время почти каждый шестой зарегистрированный безработный имеет диплом специалиста среднего специального учебного заведения и каждый шестнадцатый – вуза. Совсем обидно, что около 16% безработных составляют выпускники профессионально-технических училищ – и это при том, что более 80% спроса на рынке труда приходится как раз на рабочие специальности. Шансы угодить в очередь на биржу после окончания того или иного учебного заведения достаточно велики: уровень трудоустройства выпускников ПТУЗов колеблется в пределах 37—38%, техникумов – 32—33%, высших учебных заведений – 29—30%. Безусловно, всякому явлению есть свое объяснение. Но к числу наиболее значимых факторов следует отнести недостатки профориентационной работы среди молодежи. Школа все дальше удаляется от этой работы. Факты? Пожалуйста. В недалеком прошлом у старшеклассников был хотя бы небольшой курс «Основы выбора профессии». Сейчас его, по сути, вывели из школьной программы. За последние два-три года по республике почти в 2,5 раза сократилось число учебно-производственных комбинатов и центров допрофессионального образования. Иной раз смотришь на внешний вид школьных окон, дверей, мебели и думаешь: а что же мы сами? Ведь во многих школах есть мастерские, но легче собрать деньги с родителей, чем привлечь к полезному труду тех же старшеклассников. Пусть у них получился бы не «евроремонт», но это был бы их труд, вклад, опыт. И тогда мы не удивлялись бы, почему это взрослые сажают, поливают, убирают, ремонтируют, а молодые ломают, мусорят, вытаптывают. Еще один характерный пример. В начале каждого лета в наш центр обращается немало школьников и их родителей с просьбой помочь трудоустроиться на каникулах – не все же могут беззаботно поехать на юг или в дальнее зарубежье. Но мы данными вопросами не занимаемся. Организации, которые содействуют трудоустройству несовершеннолетних, можно пересчитать по пальцам. Почему мы лишаем права молодых людей попробовать себя в деле, помочь семье, заработать деньги на карманные расходы, принести, наконец, пользу государству и обществу? В работе, нацеленной на формирование у молодых людей добросовестного отношения к труду, осознанного выбора профессии, у каждого найдется своя ниша. Не случайно в Программе развития профессиональной ориентации молодежи на 2002—2005 годы в числе приоритетных задач названа координация действий всех подразделений: государственных органов образования, здравоохранения, по труду и занятости населения, семьи, общественных организаций, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство молодых людей. И все-таки наиболее важным звеном в названной цепочке являются общеобразовательные школы. Вот почему республиканский центр профессиональной ориентации молодежи строит свою работу в первую очередь на сотрудничестве со школами и педагогическими коллективами, непосредственно с учениками и их родителями, молодежными организациями. Работники центра постоянно проводят групповые и индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения, тестирование желающих, передают в учебные заведения (особенно Минска и области) информационно-справочные материалы. В центре разработаны методические материалы и пособия как по организации профориентационной работы в школе в целом, так и в помощь классным руководителям, школьным психологам, социологам. В ряде средних учебных заведений с участием специалистов РПЦОМ проводятся просвещение и консультирование учащихся, внедрены специальные профориентационные карты учащихся. Педагоги записывают в них свои наблюдения и рекомендации исходя из склонностей и способностей учащихся, их активности в общественных делах, отношения к одноклассникам и так далее. Если бы такая работа велась повсеместно и квалифицированно, это позволяло бы уже на достаточно раннем этапе определить возможные сферы применения личностных качеств каждого. Следует сказать, что с рядом столичных школ РЦПОМ установил тесные отношения. В каждом районе Минска по согласованию с комитетом по образованию Мингорисполкома определены опорные учебные заведения, где апробируются методики и мероприятия, изучается мнение школьников, родителей и педагогов. Эти школы (№№ 27, 30, 37, 108, 109, 115, 148, 152, 209) и сами проявляют достаточную инициативу, встречаются с нашими работниками, организуют совместные мероприятия. Здесь оформлены кабинеты профориентации, в которых постоянно обновляется информация. Но таких опорных школ всего лишь 9 из 237. Между тем бремя выбора дальнейшего жизненного пути не минует ни одного выпускника. И если на выходе из школы мы не поможем ему правильно выбрать профессию, не дадим необходимые сведения о той или иной специальности, ее особенностях, противопоказаниях, возможностях последующего трудоустройства, то еще долго будем говорить о проблемах рынка труда и «лишних» людях. Среди которых самые молодые, коммуникабельные, активные составляют, увы, почти половину.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter