Зачем тянуть резину

По данным статистики, ежегодно в стране образуется около 10 тысяч тонн отработанных автомобильных шин.
По данным статистики, ежегодно в стране образуется около 10 тысяч тонн отработанных автомобильных шин. В действительности таковых вдвое больше, поскольку официальные данные не учитывают резиновый хлам, скапливающийся у частных автовладельцев. Избавляясь от него, автовладельцы нередко выбрасывают автомобильные шины где придется - в лесу, на дорогах, полях. Потом они зачастую становятся опасным предметом для детских шалостей. Не раз приходилось видеть тлеющую на кострищах резину, загрязняющую окружающую среду ядовитым смрадом и способствующую возникновению пожаров.

Между тем эти отходы сами по себе являются ценным сырьем. Из отработанных шин можно получить высоколиквидный товар. Впервые такую переработку освоил Могилевский регенератный завод. Регенерат и резиновая крошка нашли широкое применение в производстве резиновой обуви, ковриков, черепицы, в строительстве автомобильных дорог. Но около двух лет назад предприятие, обанкротившись, остановилось. И в начале этого года его выкупила частная фирма, создавшая на базе завода предприятие с иностранными инвестициями - "Белрегенерат-резинотехника". Оно способно перерабатывать около 9 тысяч тонн шин в год, но эти мощности используются пока лишь на 40 процентов. Так что большая часть изношенных шин по-прежнему не востребована.

По словам начальника отдела госконтроля за обращением с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Александра Клопова, основная проблема - в организации сбора и доставки шин на переработку. До сих пор нет ясности, кто кому должен платить: предприятие за вторичное сырье либо поставщик предприятию за то, что оно забирает его отходы. Предприятия Минтранса регулярно расчищают свои шинные запасы - за этим следят природоохранные органы. Однако, по словам главного инженера столичного автопарка N 2 Игоря Журка, сегодня проще бесплатно отдать использованные шины какому-либо колхозу, применяющему их в производственных целях, чем платить за утилизацию.

Еще сложнее избавиться от хлама частному автолюбителю. Хотя во вступившем в силу в начале года новом законе "Об отходах" решение этой проблемы предусмотрено. По словам Александра Клопова, сбором шин у населения займутся гаражные и дачные кооперативы. Это тем более необходимо, что скоро будут введены еще несколько заводов по переработке шин. Один из них, например, запланирован в рамках строительства комплекса по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов в Чечерске. Перерабатывать шины там будут методом термодеструкции, разработанным учеными Белорусской политехнической академии. Конечный продукт - суспензия растворенной резины - пригодится в производстве мастик, автоантикоров, высокотемпературной смазки и т.д. Ежегодно предприятие в Чечерске, ввод которого из-за финансовых проблем запланирован лишь через 2 года, сможет принимать до 3 тысяч тонн шин. Буквально через пару месяцев расширит мощности до 15 тысяч тонн и "Белрегенерат-резинотехника" в Могилеве. Кроме того, сейчас прорабатывается возможность использования отработанных шин в качестве альтернативного топлива для цементной промышленности. Во многих странах такой подход уже оправдал себя. Земля, в итоге, станет чище, да и полезной продукции прибавится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter