Почему продукцию некоторых наших предприятий не пускают на российский рынок?

Зачем торговле стоп-сигнал

На этой неделе российская сторона ввела таможенный контроль за ввозом и транзитом продовольственной продукции. Кроме того, Россельхознадзором объявлен временный запрет на поставки продукции некоторых наших крупных предприятий. Мотивировка: через нашу страну в Россию проникают западные овощи, фрукты, мясо, молочные изделия и рыба, причисленные Москвой к санкционным товарам. Впрочем, более пристальное внимание к теме порождает серьезные вопросы.


Буквально за несколько дней до внесения нашей продукции в “стоп-лист” журнал “Российская Федерация сегодня” — издание Федерального Собрания России — опубликовал материал своего корреспондента, изучавшего мясо-молочное производство нашей страны. “Побывав только что в Минске, с полным на то основанием смею заверить всех заинтересованных лиц: белорусские аграрники и пищевики готовы, так сказать, опармезанить и омоцареллить всех страждущих своими аналогичными сырами”, — писал тот. Спустя неделю целый ряд наших предприятий попали в экспортный “черный список” России.

Оказалось, выявлено “несоответствие товарных партий пищевой продукции нормам и требованиям, предусмотренным законодательством России и Таможенного союза”. Проще говоря, в нашем мясе, колбасах и молоке санитарное ведомство страны-соседки увидело кишечную палочку, сальмонеллы и антибиотики. Сегодня образцы запрещенных к ввозу в Россию продуктов исследуются и нашими специалистами, говорит директор департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Василий Пивовар:

— По каждому из предприятий, в продукции которых Россельхознадзором выявлены нарушения, создана компетентная комиссия. Она проводит детальное расследование с дополнительным изучением образцов продукции в лабораториях, результаты исследований которых признаются российской стороной.

До окончательных выводов комиссий молочники и мясопроизводители от официальных комментариев воздерживаются, хотя пока наши лаборатории не выявляют того, что “нашли” соседи. Впрочем, один из топ-менеджеров Рогачевского молочно-консервного комбината посоветовал журналисту “НГ” искать причины новой “торговой войны” где угодно, только не в производстве:

— Вести речь об антибиотиках и прочей дряни в нашей “молочке” может либо дилетант, либо напрочь ангажированный человек. Система тщательного контроля даже поступающего на комбинат молока (не говоря уже о выходящей продукции) настолько многоступенчата, что антибиотики даже для самих молочно-товарных ферм давно стали неоправданным риском. Из-за строгости норм там даже слегка приболевших коров, которых раньше успешно лечили этими лекарствами, сразу выбраковывают: экономический ущерб от этого хозяйству будет меньший, нежели в случае потери доверия со стороны переработчика.

Сами переработчики имиджем также дорожат. Но примечательный парадокс. Прошедшая недавно в Москве 23-я Международная продовольственная выставка World Food Moscow — один из главных ориентиров для многих зарубежных компаний на продовольственном рынке, собравший в этом году пищевиков из 70 стран мира, — назвал среди победителей конкурса “Продукт года — 2014” нашу “Бабушкину крынку”. Она же, помимо 9 медалей выставки, взяла 2 Гран-при, 2 медали и 9 дипломов дегустационного конкурса “Молочные продукты — 2014”, став его безусловным победителем. А предприятие “Инко-Фуд” получило этой осенью на V Межрегиональной агропромышленной выставке на Урале медаль “Высокое качество продукции”. На этой же неделе оба флагмана попали в российский “стоп-лист” некачественной продукции. Чудеса, не правда ли?

Не меньше вопросов вызывают и звучащие в белорусский адрес обвинения в реэкспорте санкционных товаров. Как уверяет Россельхознадзор, проведенный им мониторинг выявил более 11 тысяч тонн плодоовощной продукции, произведенной в странах Евросоюза, поставленных из Беларуси якобы в Казахстан, да “задержавшихся” в России. Но злоупотребляют-то отсутствием границ внутри ТС как раз российские ритейлеры, традиционно вольно относящиеся к любым распоряжениям “центра”, грозящим снижением прибылей. “Белорусские компании, многие из которых частично или полностью принадлежат государству, отчитываются о своей деятельности гораздо точнее, чем их российские контрагенты, — констатирует деловая газета “Ведомости”. — С момента введения Кремлем продуктовых санкций с учетом стало еще сложнее: и импортерам, и экспортерам невыгодно показывать, откуда на самом деле приехали продукты и в каком количестве, поэтому внешняя торговля в России уходит в тень.” И действительно, не “Белкоопсоюз” же, право, разработал и активно обкатывает схему, являющуюся сегодня секретом Полишинеля: покупать, скажем, яблоки в Польше по 20 евроцентов (12 российских рублей) за килограмм, везти их в нашу страну, здесь оформлять “для нужд Казахстана”, а по дороге сбывать в российские магазины по оптовой цене 44 российских рубля за килограмм. 

Другое дело, что наша страна в состоянии сама перерабатывать продукцию ЕС, после чего она может поставляться и в Россию, и в Казахстан, так как после глубокой переработки считается уже белорусской и не подпадающей под санкции. В середине ноября министр экономики Николай Снопков говорил, что этот вопрос обсуждался с партнерами по евразийской интеграции и те не высказали возражений. Генеральный директор Центра стратегического развития “Маркетинговые системы” Анатолий Акантинов звучащие в наш адрес обвинения видит надуманными:

— Сегодня мировая экономика настолько переплетена, что назвать страну происхождения товара зачастую просто невозможно. Например, германским или китайским следует считать телевизор, собранный в КНР из немецких деталей? Для определения происхождения такого товара надо бы оценивать вклад интеллектуального потенциала тех или иных стран в его создание, а как вы представляете возможным это сделать?

Самое поразительное, что даже в случае гипотетических злоупотреблений сложившейся ситуацией таможенный досмотр, введенный Россией, не в состоянии существенно перекрыть реэкспорт санкционной продукции извне. 

Зато у нашей страны есть поле для маневра, дал понять начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов:

— Если Россия не захочет нашей продукции, мы найдем куда ее продать. Мы все время работаем над диверсификацией своего рынка.

Кстати, как раз на этой неделе в Минске был подписан меморандум о взаимопонимании между агропромышленными ведомствами нашей страны и Эстонии.

Так зачем же, как говорится, огород городить? Да еще и со столь абсурдной мотивацией. Наша страна два десятилетия кряду доказывает миру, что не собирается жить одним днем и использовать кризисные ситуации у соседей для извлечения сиюминутной выгоды. Да и проведенная глубокая модернизация молочного комплекса говорит о перспективности нашего АПК и его нацеленности на будущее. Но сбивать естественный рост экспорта нецивилизованными методами — не лучшая схема сотрудничества союзников. Да о рядовых москвичах-тверичах хорошо бы российским чиновникам вспомнить. Их-то зачем обделять добротным товаром? Или — на зло маме отморожу себе уши?.. Непостижимо.

osipov@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter