Зачем субъектов делать объектами?

Новые условия поставок российских энергоресурсов в Беларусь принимались непросто...
Новые условия поставок российских энергоресурсов в Беларусь принимались непросто. Как часто бывает при заключении рыночных сделок, партнеры частично поступились своими интересами. Продавец в два раза снизил цену на газ по сравнению с заявленной и более чем в три раза уменьшил пошлину на нефть. Покупатель согласился с округлением ценника на «голубое топливо» и введением не существовавшего ранее платежа. Энергетический компромисс, скрепленный подписями с обеих сторон, получил палитру экспертных оценок. Чаще всего принятые Минском и Москвой договоренности характеризовали эпитетом «сбалансированные».

Любопытно при этом, что в Москве, судя по всему, еще не отошли от переговорного запала. Из уст представителей российского руководства вновь зазвучали упреки (правда, не совсем понятно, в чей адрес) в том, что Россия «дотирует» белорусскую экономику. Если верить газетным заметкам, результат новых энергетических договоренностей ляжет бременем на плечи российской стороны, которая должна будет «субсидировать» Беларусь на сумму около 5,8 миллиарда долларов.

По форме такие пассажи напоминают размахивание кулаками после того, как сами события (читай: переговоры) остались позади, а по сути...

Диалектический вопрос о том «кто кому и сколько должен?» прокомментировал на пресс–конференции в Минске вице–премьер белорусского Правительства Андрей Кобяков. По его словам, заявления о субсидировании белорусской экономики не соответствуют действительности. Он напомнил, что еще 11 лет назад Минск и Москва договорились вести торговлю без изъятий и ограничений, а введенная Россией пошлина на нефть нарушает эти договоренности. Упомянул вице–премьер и о базовом принципе сотрудничества в газовой сфере — условия для субъектов хозяйствования должны быть равными. Однако с 2007 года таковыми их никак не назовешь. Именно эти два основных «пункта» общей нормативно–правовой базы нарушила российская сторона, поставив внутренние акты выше межгосударственных договоренностей. В то же время Беларусь никогда не выступала инициатором ограничений во взаимной торговле и более 10 лет всячески благоприятствовала российским товарам и компаниям.

В качестве примера Андрей Кобяков привел историю второй нитки газопровода Ямал — Европа. «Газпром» получил в Беларуси стопроцентную собственность на новую коммуникацию — это единственный случай в зарубежной практике компании. При этом вице–премьер напомнил, что под газопровод вырублена просекой территория равная по меньшей мере двум районам страны. Кроме того, все оборудование и трубы во время строительства завозились в Беларусь беспошлинно. Все эти льготы с позиции дня сегодняшнего можно оценить в сотни миллионов долларов.

Поэтому, резюмируя отношение Правительства к заявлениям, звучащим в Москве, Андрей Кобяков заметил: «Испытывать нас уже пытались. Мы можем адекватно на это реагировать, квалифицированно отстаивать свои позиции».

К слову, отстаивать форпосты предстоит уже в самом ближайшем будущем. После того как топливный блок вопросов был снят «с повестки заседания», на первый план вышел сахар...

По словам Андрея Кобякова, Межправительственное соглашение о поставках белорусского сахара в Россию было парафировано в Москве одновременно с подписанием соглашения по нефти. Правительства двух стран договорились, что «сахарный узел» будет развязан до 15 февраля 2007 года...

Пока же вагоны с сахаром из Скиделя, Городеи, Жабинки и Слуцка стоят «на запасном пути».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter