Зачем России базы в Латинской Америке?

На минувшей неделе много шума наделали «вброшенные» в российские СМИ сообщения, что в ответ на планы США по размещению системы противоракетной обороны в Восточной Европе возможно размещение на Кубе российских бомбардировщиков, способных нести на борту ядерное оружие. Рассказывалось даже о том, будто авиаторы уже провели рекогносцировку на местности, а также ознакомились с инфраструктурой новых аэродромов базирования. А отдельно взятые СМИ чуть ли не с радостью поведали, что возврат самолетов ВВС России на Остров свободы вызвал в Вашингтоне настоящий переполох.Вот и попробуем разобраться, есть ли здесь поводы для оптимизма.

Вначале для размышления – данные об изменении состава Стратегических ядерных сил (СЯС) России в постсоветский период. 
На начало 1992 года Россия получила от СССР 1083 баллистические ракеты наземного (МБР) и подводного (БРПЛ) базирования с 6095 боевыми частями (БЧ), 22 стратегических бомбардировщика с 352 крылатыми ракетами (КР). Всего 6347 зарядов (БЧ и КР).
В последний день 1999 года первый президент страны передал своему преемнику 1084 МБР и БРПЛ с 4916 БЧ, 81 бомбардировщик с 926 КР. Всего 5842 заряда. Таким образом, за 90-е годы СЯС увеличились на 60 носителей и уменьшились на 505 зарядов.
К началу 2008 года Россия имела 622 МБР и БРПЛ с 2277 БЧ, 79 самолетов с 884 КР. Всего 3161 заряд. Таким образом, за период с 2000 по 2008 год СЯС уменьшились на 462 носителя и 2681 заряд.
То есть если в 90-е годы СЯС удалось в целом удержать на том уровне, который был получен от СССР, то в «нулевые» происходит обвальное их сокращение, принимающее масштаб национальной катастрофы. Ведь СЯС являются единственной вещью, благодаря которой Россия все еще числится великой державой, а не гигантской почти пустой территорией с огромным количеством природных ресурсов. Такая ситуация особенно удивительна в условиях стремительного роста военных расходов в РФ и общей исключительно благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры.
По-прежнему крайне острой остается проблема нехватки топлива для подготовки летчиков. Минимально необходимым для поддержания основных навыков пилотирования и боевого применения считается уровень налета в 60–70 часов в год, оптимальным – 120 часов и более. В 2007 году средний уровень налета  достиг всего лишь 42 часа в год на 1 летчика.
Прекращает свое существование наземная ПВО, в «нулевые» на боевое дежурство поставлен единственный полк ЗРС С-400 (один или два дивизиона) при массовом выбытии полков ЗРС С-300. Даже многие объекты СЯС уже не прикрыты с воздуха ничем.
Не лучше ситуация и на флоте. Выходы кораблей в море происходят крайне редко, причем и они ограничиваются почти исключительно прибрежной зоной. На каждом флоте осталось всего по нескольку реально боеспособных единиц. Особенно тяжелым является положение в надводном флоте. О состоянии российского военного  флота говорит недавний поход кораблей в Средиземное море, для которого на трех европейских флотах нашлось всего 4 боевых корабля, зато для их обеспечения было направлено аж 7 вспомогательных судов (обычно в подобных походах соотношение боевых и вспомогательных единиц бывает 2:1, а не 1:2).
На фоне всех этих фактов и родилась свежая мысль о возвращении российских вооруженных сил на Кубу или даже в Венесуэлу, где их раньше не было никогда. Как минимум, предполагается восстановить челночные рейсы на Кубу стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Как максимум, зашла речь о создании военной базы в Венесуэле.
Понять, зачем российской армии, не способной надежно прикрыть собственные границы (особенно дальневосточные), нужны базы в Латинской Америке,  нелегко. Собственно, кроме прямого вызова США никаких других вариантов здесь нет в принципе. Хотя  разве  существует  сегодня  серьезная  основа  для конфронтации с США при отсутствии принципиальных идеологических разногласий? Но оставим сейчас в стороне политическую составляющую, сосредоточившись на чисто военной стороне вопроса. 
Даже аэродром «подскока», не говоря уже о полноценной военной базе, потребует очень значительных затрат на свое оборудование. В частности, туда придется завозить авиатопливо. Полная заправка Ту-95МС составляет почти 90 т, Ту-160 – все 140 т. Как уже было сказано, российские ВВС даже на собственной территории испытывают огромные проблемы с топливом. И Россия при этом повезет топливо в Латинскую Америку, тратя это топливо еще и на эти перевозки? 
А ведь везти придется отнюдь не только топливо, но еще очень много всяких материалов и предметов снабжения, в том числе  боеприпасы. Надо будет оборудовать полноценные аэродромы с многокилометровыми полосами для взлета и посадки огромных тяжелых «стратегов». 
А еще базу надо прикрывать с земли и воздуха. То есть в Латинскую Америку придется притащить как минимум один полк ЗРС С-300. Которые, как уже было сказано, в острейшем дефиците в самой России. И не меньше мотострелкового полка или даже бригады тоже понадобится для обороны с земли, иначе боевая устойчивость базы будет равна нулю.
Самое же главное в том, что не только во время войны, но даже и просто в ситуации обострения обстановки американцы мгновенно и намертво блокируют коммуникации между Россией и ее базами в Латинской Америке. Их снабжение прервется сразу и полностью.
Российский надводный флот (т.е. то, что от него сейчас осталось) не дойдет не то что до Кубы, но даже до «британских морей». Справиться с нашими подлодками им будет гораздо сложнее, но на них ведь в любом случае грузы в Латинскую Америку не отвезешь. Про полеты туда военно-транспортной авиации без истребительного прикрытия просто нет смысла говорить.
Впрочем, то же самое относится и к собственно стратегическим бомбардировщикам. Обеспечить их истребительным прикрытием российские  военно-воздушные  силы  способны на удалении не более нескольких сот километров от родных берегов, потом у истребителей просто закончится топливо. А дальше «прикрывать» будут самолеты НАТО. Все это прекрасно отработано в годы «холодной войны».
Огромные тихоходные «стратеги» обнаруживаются натовскими РЛС еще на выходе из воздушного пространства России. После чего им на хвост садятся истребители. Норвежские F-16, английские «Торнадо» и «Тайфуны», американские F-15, F/А-18 и F-22. Пилоты из кабин самолетов помахивают друг другу ручками. Они ведь коллеги, делающие одно тяжелое мужское дело. Поэтому относятся друг к другу с уважением.
Впрочем, если поступит соответствующий приказ, он будет выполнен. В связи с этим интересно отметить, что гигантские (более 4 тыс. самолетов) ВВС США не испытывают дефицита топлива (налет – не менее 200 часов на 1 летчика), хотя эта страна – крупнейший в мире импортер нефти, а Россия, где летают 42 часа в год, – крупнейший в мире ее экспортер.
Таким образом, базы в Латинской Америке станут в лучшем случае выбрасыванием на ветер гигантских денег, которые гораздо лучше было бы потратить, например, на возрождение стратегических  ядерных  сил  на собственной территории (с которой они прекрасно и эффективно достанут и до США). В худшем случае будет выброшено и погублено все, что на этих базах окажется, причем без всякого ущерба для потенциального противника.
В итоге Россия продемонстрирует не свою силу, а слабость и неадекватность. При этом без малейшей причины и необходимости крайне обострив отношения с Вашингтоном.  

Александр ХРАМЧИХИН,
заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа (Россия)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter