Зачем подводная лодка на суше?!

Если хочешь стать обладателем надежного мобильного телефона, бытовой техники или автомобиля, никогда не выбирай «свежие» модели

Если хочешь стать обладателем надежного мобильного телефона, бытовой техники или автомобиля, никогда не выбирай «свежие» модели. Новинки манят своими продвинутыми наворотами. Но мода – враг надежности. Сколько ни тестируй-моделируй инновации в лабораториях, десяток-другой конструкторских недоделок проявится во время первых месяцев эксплуатации. Недочеты учтут, слабые узлы и микросхемы модернизируют, и изделие будет радовать «бесперебойной» долговечностью. Словом, для спокойной жизни необходимо знать меру прогрессу. И на бытовом уровне, и на промышленном. «Перемещение» совершенно новых технологий из исследовательских кабинетов на производство – занятие тернистое и дорогое. Ученым-то хорошо: они получают «живую» информацию для своей работы. «Эксплуатационщики» удовольствия не получают: опытное оборудование, как правило, часто ломается, не выходит на нужные параметры, «съедает» дополнительные средства на ремонт, запасные части… Чаще всего «проверенная временем, но не совсем новая» технология приносит в разы больший экономический эффект, чем «ультрасовременная, но до конца не испытанная».

Мировой рынок технологического оборудования изобилует хитростями. Во-первых, конкуренция на нем больше показная, чем реальная. Даже если производителей много, среди их предложений сложно найти два идентичных — только аналоги. Во-вторых, развитые страны суперновые технологии никому не продают. Гениальная техническая идея может быть  «золотой», ибо дает весомые конкурентные преимущества. Потом появляются аналоги, и инновация спокойно «расползается» по миру, теряя свою эксклюзивность. Все солидные ноу-хау Запад сначала по полной «выдаивает» на собственной территории и только потом готов разрешить попользоваться другим. Скажем, законодательно ограничивается поставка в страны третьего мира суперкомпьютеров последних модификаций. В-третьих, нередки случаи, когда поставщики инновационной технологии просто стараются найти иностранный полигон для испытания своей научно-технической мысли. Где-нибудь за рубежом намучаются потребители с неполадками, дадут пищу для размышлений… После такой апробации оборудование доводится до ума и запускается «в серию». А первый заказчик остается еще лет на
10—15 мучиться с «пробным» агрегатом.

Оценка целесообразности инноваций — тема дискуссионная. Жаркие споры среди специалистов возникают и в целом по этой проблеме, и по отдельным видам оборудования.  Скажем, нет однозначного мнения по вектору развития в республике такого перспективного направления, как использование электролизеров. Это оборудование служит для производства водорода , который используется при охлаждении электрогенераторов.

Идея эксплуатации водорода не нова. Ученые занимаются ею с середины прошлого века. Из таблицы Менделеева этот элемент один из самых распространенных на Земле. Та же вода на две восемнадцатые состоит из водорода. Если бы удалось изобрести дешевый способ синтеза этого вещества из жидкости, угроза энергетического голода отступила бы на несколько тысячелетий. Но газ этот проблемный. Например, крайне взрывоопасен, его молекулы способны проникать сквозь металл и даже изменять его свойства…

В промышленности водород давно используют для различных целей, синтезируя его при помощи электролиза. Самые распространенные в мире и СНГ — водно-щелочные электролизерные установки.  Вода смешивается с гидрооксидом калия и распадается под воздействием электричества на кислород и водород. Основанные на этой технологии первые электролизерные установки в СССР появились еще в 50-х годах. На территории СНГ их выпускают несколько производителей. Передовые компании значительно усовершенствовали модели, используют современные пластики, устойчивые к воздействию водорода, устанавливают автоматизированные системы управления… Но принципиально в этих установках используется старая добрая щелочная технология, у которой большая положительная история эксплуатации на стратегических энергетических объектах, в том числе и белорусских. Некоторые установки уже отработали верой и правдой свыше 10 тысячи часов.

Другой способ добычи электролизного водорода тоже известен несколько десятилетий: в этой технологии используются твердополимерный электролит на основе протонно-обменной мембраны. Когда-то ее изобретали под нужды американского подводного флота. Впрочем, для военных водород являлся побочным веществом, основной целью ставилась добыча кислорода. По каким-то причинам эта идея практического применения в ВМФ США не получила. И в 90-х годах эту технологию реанимировали для гражданских нужд. Правда, широкого применения нигде в мире она не получила.

Как отмечено в заключении специалистов НАН Беларуси, твердополимерная технология, в принципе, перспективная. Если бы не одно но: стоимость и надежность. В мембранах-картриджах в качестве катализатора используются либо чистая платина, либо ее сплавы. На долю этого металла приходится около 30 % стоимости оборудования. Кроме того, при нормальных режимах эксплуатации эти «платиновые» картриджи необходимо менять раз в 5 лет. Впрочем, вопрос цены такого оборудования весьма туманен. Скажем, американская компания «Proton Energy Systems», которая активно пытается продвигать электролизерные установки с протонно-обменными мембранами, делает более чем конкурентные предложения на белорусском рынке. Однако в тени остается вопрос эксплуатационных издержек. С водно-щелочными установками-то все понятно. Они по 20 лет могут работать с минимальным ремонтом. А сколько будут стоить «платиновые» мембраны? И какова гарантия, что эта фирма просуществует несколько десятилетий? А подтверждение надежности? Ведь ни одного крупного такого проекта в мире реализовано не было. А теория без практики…

Специалисты Академии наук считают: подобные инновации без предварительной апробации использовать в больших масштабах рискованно. И с экономической точки зрения, и с позиций безопасности. Конечно, совершенно новые технологии осваивать необходимо,  но на второстепенных объектах, которые не играют большой роли. Так сказать, в опытном режиме. Да и то только с четкой пропиской финансовой ответственности со стороны компании-поставщика: предоставление банковской гарантии на весь срок эксплуатации, фиксированные цены на запасные части и комплектующие, гарантия сервиса… В мире существует практика, когда производитель платит потребителю за внедрение первых образцов.

Далеко не каждую идею, заточенную под военные нужды, можно «конверсировать». Скажем, для подводной лодки принципиально, чтобы оборудование не «кушало» кислород. Электролизеры на основе протонно-обменной мембраны с этой позиции удовлетворяли американский ВМФ, хотя и потребляют в 1,5—2 раза больше электричества по сравнению со своими водно-щелочными «коллегами». В промышленных же условиях 2—4 лишних киловатт-часа на каждом кубометре водорода выливаются в перерасход электроэнергии в десятки и сотни тысяч киловатт-часов! Разница внушительная. Наверное, в Беларуси тоже необходимо подходить к таким вопросам, используя международные принципы. Тем более что современная эпоха богата открытиями. Но только менее процента из пробных идей находят место под солнцем в промышленности. Остальные по различным причинам так и остаются лабораторными изобретениями. И нет никаких предпосылок для превращения Беларуси в полигон для испытаний иностранного оборудования. К сожалению, последняя пятилетка модернизации знает немало случаев, как отмечает Гостехнадзор, поставок в республику техники с серийными номерами 1—4. И сегодня она приносит много мучений и дополнительных затрат «эксплуатационщикам».

Кстати, разработки электролизеров имеются в Беларуси. Этим вопросом вплотную занимались сотрудники Института  массы и теплообмена НАН Беларуси. И чем закупать неапробированную технологию за рубежом, можно те же самые средства направить родным ученым для производства опытного образца и внедрения его на одном из второстепенных объектов для практических испытаний. Гипотетически через 4—5 лет страна может получить электролизеры собственного производства и стать участником международного рынка поставщиков этого оборудования…

---------------

На танках не пашут

Во времена «железного занавеса» советских людей удивляла «демократичность» американской торговли. Шутка ли, в магазине можно запросто купить набор военной амуниции! Среди гражданского населения в те времена высоко ценилась армейская продукция двойного назначения. Обыватели мечтали о саперных лопатках, биноклях и измерительных электроприборах… Сотрудники строительных, геолого-разведочных и других организаций глотали слюнки при виде тягачей, экскаваторов и другой аналогичной по применению техники цвета хаки… Ведь военно-мирная продукция отличалась качеством и надежностью.

После развала Союза и глобальной конверсии спрос на продукцию экс-военки временами зашкаливал. А потом резко пошел на убыль, свалившись почти до нуля среди гражданских потребителей. По крайней мере, от использования техники милитаризма в мирных целях отказались практически все. Слишком высокие эксплуатационные издержки «убивали» все другие преимущества.

В оборонных конструкторских бюро во времена СССР работали самые светлые головы. Но военный подход к технологиям разительно отличается от гражданских принципов. В бою надежность техники самое главное, деньги отступают на задний план. Экономика играет роль, но второстепенную, в отличие от гражданской действительности, в которой рентабельность и срок окупаемости — величины принципиальные. Есть существенные различия и по другим характеристикам. Скажем, ресурс танкового двигателя — 800—1000 рабочих часов, после которых необходим капитальный ремонт. Гражданские силовые автоагрегаты рассчитаны на пробег 0,5—1 миллион километров. «Бронебойной» машине даже теоретически нет необходимости «проползать» такие расстояния. Во время боевых действий она будет уничтожена намного раньше, чем пройдет свой миллион километров.

Как ни крути, а использовать без адаптации военные технологии в повседневной жизни нецелесообразно. Невозможно заместить микроавтобус БМП, а трактор — танком…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter