Зачем плакаться в жилет?

О процедуре регистрации лодок

Известно, что весной случаются некоторые обострения. Не только физиологически закономерные, как, например, авитаминоз или гастрит. Бывают и необычные. Воспаляются, например, владельцы... лодок.


Это странно. Ведь сейчас и до конца мая на воду нельзя спустить даже байдарку: нерест. Казалось бы, живи спокойно и готовь судно к навигации. Зарегистрируй, если купил новую лодку. Нарисуй на борту номер. Купи спасательный жилет. Если лодка старая — накачай воздух и проверь. А лучше сделай это в ГИМС — государственной инспекции по маломерным судам. Она для того и существует, чтобы регистрировать лодки и периодически их осматривать. Здесь же послушаешь и советы, как не утонуть.


Но именно этого яростно не желает часть судовладельцев. Не хотят регистрировать, слушать инструктаж, проходить техосмотр и платить за него. Протестуют в Интернете, пишут письма в редакции и государственные инстанции. Процедуру называют в лучшем случае нелепой. Инспекторов клеймят как кабинетных бюрократов и потенциальных «коррупционеров». Дескать, даром едят хлеб и пьют кровушку бедных рыбаков–судовладельцев.


А мне вспоминается владелец катера. Бывший. Он утонул. О нем шла речь в статье «Немного смерти в холодной воде?», опубликованной 12 ноября еще 2004 года. За три дня той давней осени перевернулись три лодки, погибли шестеро. Все без спасательных жилетов. Такое трагическое совпадение. С одной стороны, некоторые судовладельцы именно тогда переживали «осеннее обострение»: также писали и протестовали. С другой стороны, столько смертей сразу...


Тогда казалось, что жизнь расставила над «i» точки и всех убедила, что спасительные рекомендации надо знать и жилет надевать. Что лодки надо регистрировать, клеймить номерами и регулярно проверять. Оказывается, убедила не всех. Более того, к протестам отдельных граждан подключилась, так сказать, организованная общественность. Например, объединение БРИК («большой рыболовный интернет–клуб») фактически лоббирует отмену и регистрации, и техосмотра. Которые, между прочим, утверждены специальным постановлением Правительства относительно недавно — 20 июня 2007 года.


Документ готовили, обсуждали и принимали серьезные люди: порядок установили профессионалы. «Любители» же, вместо того чтобы исполнять, предлагают принятый порядок отменить. Какие у них аргументы? Странные. Цитирую: «Белорусам нельзя без ГИМС пользоваться плавсредствами грузоподъемностью до 250 кг, а почему людям в соседних странах это доверяют? Белорусы, что, дурнее?»


Явный кивок в сторону России, где нормы действительно иные. Но там — акватории вроде Байкала или Енисея площадью с пол–Европы. Глупо, а то и невозможно везти резиновую лодку за тысячи километров. Другое дело у нас. Близко: лодки регистрируют три десятка пунктов. Несложно: если есть лодка, то, как правило, есть и машина. Недорого: техосмотр раз в год стоит 10 тыс. рублей. Рыбья прикормка дороже!


В чем же проблема? Недовольные даже «идеологию» под свой протест подводят. Дескать, пока вся страна дружно борется с бюрократизмом, в ГИМС он цветет пышным цветом. Возможно, что где–то не без формализма. Допущу. Но знаю точно, что Анатолий Голуб, председатель Белорусского общества спасания на водах (в его структуру входит и ГИМС), — в прошлом боевой пловец. Его главная забота — не бумаги и отчеты, а человеческая жизнь, цену которой он знает лучше многих.


Законопослушание не приходит сразу: человек склонен противиться принуждению. Но когда его принуждают настойчиво и доказательно, ради его же блага, это становится убеждением. В прошлом году утонули (все были без жилетов!) около 60 владельцев лодок. Много или мало? Ответ дает «бюрократический» показатель. В 2001 году гибель владельцев маломерных судов оценивалась так: 18 человек на тысячу лодок. В 2008–м она упала почти в сорок раз и составила 0,4. Тенденция! В стране зарегистрировано более 140 тысяч маломерных судов. Легко подсчитать, сколько жизней спасли инспектора. Те самые «формалисты» и «бюрократы».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter