Диакон Ростислав Парфенюк о том, зачем нужны священники и можно ли быть с Богом без посредников

Зачем нужны священники?

В бытовых диалогах на вопрос «Кто такой священник?» часто можно услышать ответ: «Посредник между Богом и человеком». Но нужен ли посредник человеку для построения личных живых отношений с Господом?

Православная Церковь исключительное значение придает священному сану. О достоинстве священства преподобный Силуан Афонский пишет так: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении. Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем».

Священство Ветхого Завета появилось задолго до Рождества Христова. Оно было устроено иерархично, а право быть священнослужителем передавалось по наследству.

Священство же Нового Завета преобразовывается в результате пришествия в мир Иисуса Христа. Сохранился и иерархический принцип устроения Церкви, где Христос — глава Церкви, а священник — глава христианской общины. В Библии, в книге Деяния святых апостолов, нам дается представление о том, как Христос устроил Церковь, как она росла и развивалась в первые 30 лет своего существования. Первые, кого Христос благословил на новозаветное священническое служение, были Его 12 ближайших учеников. Апостолу Петру Господь заповедал: «паси овец Моих» (Ин. 21:17). Это означает продолжать дело Христа на земле — подведение людей ко спасению. Интересно, что с греческого языка слово «апостол» переводится как «посланник» или «посланник, выполняющий особую миссию». Для учеников Христа эта миссия заключалась в трех составляющих: священнодействии, учительстве и управлении Церковью. Исходя из этого можно сделать вывод о первом важнейшем и ответственном назначении современного священнослужителя. Священник для паствы являет собой образ Христа — истинного Доброго Пастыря (Ин. 10:11).

Через рукоположение иерей получает особую благодать от Господа и право совершать Таинства. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам — епископам и священникам. Здесь мы видим второе, не менее важное назначение священника — через него в совершении Таинств в Церкви действует Сам Господь. Как, например, в самом главном Таинстве Православной Церкви — Евхаристии — священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, то есть не «подражает», но, говоря образно, «пронзает время» и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей своими действиями совпадает с действиями Самого Господа и своими словами — со словами Господа. Поэтому Литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Без священника невозможно и Таинство Исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь только «свидетель». Это право апостолам дал Христос, и оно ясно и отчетливо засвидетельствовано в Евангелии: «Господь дунул на них и сказал: приимите Духа Святаго. Имже отпустите грехи — отпустятся им, а имже удержите — удержатся» (Ин. 20:22—23). И тут сохраняется апостольская преемственность — эта власть через рукоположение предалась от апостолов к епископам, от епископов к священникам. Апостол Павел просил своего ученика Тимофея: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1:6). Если бы это не было в полном соответствии со словами Господа, апостол Петр и другие ближайшие ученики Христа непременно воспротивились бы и запретили эту практику. Однако подробных комментариев к этому вопросу ранние христиане письменно не оставили.

Еще одно служение священника — проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении — заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно. Таким образом священник является наставником, призванным помочь человеку найти верный путь для преодоления греха.

Вне Церкви нет спасения. А к спасению можно прийти, следуя заповедям Божиим и участвуя в Таинствах Церкви. И помощником Господа во всех делах Церкви является священник. Его служение священно и установлено Самим Богом.

Диакон Ростислав ПАРФЕНЮК, бакалавр богословия, клирик Брестской епархии Белорусской Православной Церкви

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter