Зачем нужна подушка безопасности?

Беларусь как страна с открытой экономикой априори не могла остаться в стороне от финансовой стихии, которая бушует во всем мире. Жить в условиях рынка и быть свободным от него нельзя. Но что противопоставить глобальной буре?

Беларусь как страна с открытой экономикой априори не могла остаться в стороне от финансовой стихии, которая бушует во всем мире. Жить в условиях рынка и быть свободным от него нельзя. Но что противопоставить глобальной буре?

Высокотехнологичные предприятия, которые насыщали государственную казну финансами, сегодня, в эпоху сужения внешних рынков, испытывают серьезные трудности со сбытом продукции. В то же время кризис — это своего рода испытание для всех отраслей. Можно опустить весла. Но куда вынесут волны? И что будет потом? В Беларуси выбрана иная стратегия: нужно усиленно стремиться совладать со стихией и выйти из нее с более сильной экономикой. А для этого необходимо, во-первых, чтобы на уровне заводов и фабрик постоянно шел поиск наиболее рациональных решений и производственный маховик не останавливался, и, во-вторых, в целом для реального сектора важно создать условия, позволяющие работать в интенсивном режиме. В Беларуси в качестве одной из анти-кризисных мер принято решение о льготном потребительском кредитовании граждан. Это частично позволит предприятиям не терять прежних оборотов. Но вторая часть проблемы состоит в том, что Беларусь, являясь своеобразным сборочным цехом, вынуждена многие комплектующие и сырье закупать за рубежом, а значит, необходима валюта, поступления которой уменьшились в связи со все тем же мировым кризисом. Именно этот факт и предопределил переговоры Минска о внешних заимствованиях. В этом нет ничего экстраординарного. Временная локальная мера, продиктованная сложностью момента. Международный валютный фонд и Всемирный банк готовы помогать, но только после тщательного изучения состояния экономики той или иной страны. Кредиты дают тем, кто их в последующем может вернуть, притом с процентами. Эта простая истина помогает понять действия МВФ, который увеличил кредитную линию для Беларуси еще на один миллиард долларов (до 3,5 миллиарда). “Беларусь успешно сотрудничает и с Всемирным банком в рамках стратегии сотрудничества на 2008—2011 годы”, — отметил министр финансов Андрей Харковец в интервью БелТА. В текущем году подписано соглашение о выделении 125 млн долларов на реализацию энергоэффективных проектов в нашей стране. Что касается российского кредита, то, как отметил Андрей Харковец, Москва увязывает выделение 500 млн долларов с предоставлением нам второй части кредита “стэнд-бай” МВФ. “Фонд такое решение принял. Тем самым он подтвердил правильность принимаемых у нас мер экономической политики и способность страны платить по долгам”. Кроме того, на днях одно из авторитетных рейтинговых агентств Standard & Poor’s подтвердило значения суверенных кредитных рейтингов Беларуси. Данная оценка не менялась агентством с 2007 года. “Это говорит о многом. Ведь подтвердить свою способность в условиях мирового финансово-экономического кризиса смогли далеко не все. Есть достаточно фактов прошлого и этого года, когда рейтинги более благополучных стран были понижены”, — добавил Андрей Харковец. Беларусь к тому же планирует продолжить обсуждение с Москвой вопроса о кредите в 100 млрд российских рублей. “Полагаем, что это могло бы расширить использование российского рубля в двусторонних расчетах, исключить перебои во взаимной торговле, еще больше развить кооперационные связи”, — пояснил Андрей Харковец. Он также напомнил, что недавно было направлено в адрес Евросоюза обращение с просьбой о финансовой поддержке. “Мы не запрашивали конкретные суммы. В ЕС есть механизм оказания макроэкономического финансирования. Оно увязано с работой МВФ в государствах, которые запрашивают такую поддержку”. В условиях кризиса много говорится о финансовой подушке безопасности. То есть все государства стремятся свою “экономическую махину” снабдить надежными средствами защиты. И помощь Беларуси от международных структур — показатель того, что роль Беларуси в глобальных процессах ценится достаточно высоко. Ведь о поддержке у МВФ и Всемирного банка просят многие. Не многим дают. К тому же Беларусь прежде накапливала золотовалютный запас и осуществляла инвестиции в основном исключительно за свои средства. Можно, конечно, сегодня будировать вопрос об опасности внешнего долга. Но незачем подменять собой распорядителей МВФ и печься о мировых деньгах больше, чем это делает Международный валютный фонд. Когда говорится о том, что он тщательно изучает ситуацию перед выдачей займов, то подразумевается, что там сидят не дилетанты, и они четко просчитывают все за и против. Прежде всего речь о пропорциях кредитов к золотовалютным резервам и ВВП. Так вот, отношение внешнего государственного долга к ВВП у нас 17 процентов (пороговое значение по национальному стандарту — 20 процентов, по международному — 50), а платежи по внешнему долгу у нас 3,8 процента от доходов бюджета (пороговое значение по национальному стандарту — 7, по международному — 10). “С учетом привлечения в текущем году кредита МВФ, Всемирного банка и российского госкредита показатели экономической безопасности сохранятся в допустимых пределах не только по национальным, но и международным стандартам”, — резюмирует министр финансов. Мировой кризис не оставляет государствам слишком большого поля для маневров. Забота об отечественных производителях — суть всех национальных программ на всех континентах. И если США, будучи родиной глобальной валюты, могут просто принять решение о вливании долларов в свой автопром или стройотрасль и включить эмиссионный станок, то другим гораздо сложнее. Отсюда и все громче раздающиеся голоса о необходимости перехода в расчетах на региональные валюты. Главное сегодня — не допустить спада экономики. И если это условие удастся выполнить, то, несомненно, в последующем будут средства и на расчеты по кредитам. Огонь в доменной печи, как известно, легче поддерживать, чем разжигать заново.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter