Зачем на грядке веник?

Вы верите в приметы? Если на улице под ногами прошмыгнет черная кошка, как ни в чем не бывало идете дальше? Здороваетесь через порог? А вот в старину повседневная жизнь человека была буквально пропитана многочисленными поверьями.
Вы верите в приметы? Если на улице под ногами прошмыгнет черная кошка, как ни в чем не бывало идете дальше? Здороваетесь через порог?

А вот в старину повседневная жизнь человека была буквально пропитана многочисленными поверьями.

И он не задумывался, почему их полагалось соблюдать. Просто жил по ним, как

по неписаному кодексу.

- Скорее всего, приметы возникли еще в языческие времена, - рассказывает кандидат филологических наук старший научный сотрудник отдела фольклористики Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси Татьяна Володина. - Они отражают архаичное мировоззрение людей. Наши предки не выделяли себя из природы, считали, что человек равен всем остальным ее творениям.

Не только в древности, но и в начале XX столетия поверья сопровождали человека с утра до вечера. Проснулся - с левой ноги не вставай. Но именно ее как раз и следовало обувать первой, чтобы зубы не болели. Умывшись, надо было вытереть лицо полотенцем, и непременно чистым, иначе люди станут пренебрегать. Кстати, двум девушкам не рекомендовалось вытираться полотенцем одновременно, чтобы кавалера не пришлось делить. Натянул одежду наизнанку? Не миновать сегодня деревенских сплетен. То же самое ожидает женщину, чей подол нечаянно задрался. И идти спиной вперед не полагалось: так движутся в пекло.

Еда у наших предков также была окружена приметами. Стучишь ложкой по столу - нечистую силу приманиваешь. С ножа ешь? Злым будешь. А хлеб, по поверью, символизировал человека. Поэтому не клали на стол перевернутую буханку: это могло вызвать нежелательный переворот в судьбе. И если какой-нибудь младенец сильно болел, мать могла положить его на хлебную лопату и ненадолго засунуть в печь - разумеется, без огня. Так она как бы возвращала малыша в свое чрево и "допекала".

Если прохожий засмотрелся на чужого ребенка, мать ему вслед бросала: "Соль тебе в глаза". Считалось, будто соль ограждает от опасности. Потому-то человек всегда брал с собой в дорогу хлеб с солью. Металл тоже наделялся защитными свойствами и "умением" отпугивать злую силу - так появился обычай прикалывать к одежде булавку от сглаза.

Многие стараются ничего не отдавать через порог. Интересно, почему? Все дело в том, что наши предки видели чужака во всяком, кто стоял за этой своеобразной "границей". И прежде чем общаться с ним, приглашали войти. К порогу в старину относились трепетно - даже сидеть на нем запрещалось. Ведь это место считалось обиталищем домашних духов. Кроме того, под порогом хоронили умерших некрещеными младенцев. По поверью, предание такого малыша кладбищенской земле могло основательно испортить погоду - вызвать, к примеру, дождь или засуху.

Священным считался и огонь. Бросать в печку грязные доски или, тем паче, мусор, запрещалось категорически. Плевать на пламя - тоже. Иначе вскочит на лице "огонек" или, говоря современным языком, герпес. Свечка же представлялась мини-символом человека, а ее пламя - своеобразным "коридором" между нашим и другим, нематериальным миром. Вот почему нежелательным считалось мешать горению свечи: так можно и человеку навредить, и контакт прервать. Должно быть, отсюда и пошло поверье: нехорошо прикуривать от свечи.

А как не вспомнить о пресловутой черной кошке? Этот славный зверек казался нашим предкам наполовину демоническим существом и, по поверью, мог быть носителем ведьминой души. Черный же цвет пугал людей испокон веков. Встреча с зайцем тоже не сулила ничего хорошего. С волком - наоборот. Однако, увидев лесного хищника, человек говорил: "Помнишь, как Иисус Христос родился?" Кроме того, в старину верили, будто бы в волка переселяется душа последнего деревенского покойника. И крестьянин обращался к зверю по имени усопшего односельчанина, например: "Кум Захар, иди своей дорогой". После этих слов волк якобы не должен был напасть. Забавное поверье существовало о козле: черт его за запах не любит и потому не спешит заходить во двор, где тот обитает. А покупка поросенка целым ритуалом сопровождалась. Когда крестьянин брал в руки облюбованную хрюшку, старался вместе с ней ухватить немножко сена: свинка будет хорошо расти. Мешок, в котором хозяин приносил ее домой, он клал на печь, чтобы хавронья такая же толстая росла.

Сельский житель ехал засевать зерновые, надеясь, что поверья помогут ему в этом важном деле. Он надевал чистую рубашку, желательно белую, чтобы посевы без сорняков взошли. Брал с собой неизменные хлеб-соль и к тому же яйцо: колосья будут полные. А когда крестьяне сажали картошку, то втыкали в землю топор, чтоб не сгнила. Занималась женщина посадкой лука - следовало с благоверным поцеловаться: тогда овощ не вырастет горьким. И для будущей его пышности "украшала" грядку веником. Кстати, по словам Татьяны Васильевны, этот обычай сохранился и поныне.

Наши предки и перед сном соблюдали приметы. Ночью, считали они, всевозможная нечисть особенно активна. И надо от нее оградиться. Вот почему в это время не следует упоминать о чертях: этим только подзываешь их к себе. В старину крестьяне не оставляли посуду открытой, чтобы нечистый туда не влез. Кроме того, они старались не ложиться спать в грязной комнате. Однако ни выносить мусор, ни подметать после захода солнца также не разрешалось: бытовало поверье, что в отходах присутствуют частички человеческого биополя. И поэтому люди ничего не выбрасывали, если кто-то из домочадцев отсутствовал, иначе можно помешать его возвращению.

- Старинные приметы продолжают жить, наполняясь новым, современным содержанием, - говорит Татьяна Васильевна. - Видимо, у человека есть психологическая потребность быть уверенным в чем-то, желание заглянуть в будущее.

Не случайно все приметы построены по своеобразной схеме "не делай так, чтоб не случилось этак". Она означает вечное человеческое стремление улучшить свою жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter