Зачем изобретать велосипед?..

Отечественным предпринимателям в трудолюбии не откажешь. Зачастую свой бизнес они стремятся начать полностью с нуля, все сделать по-своему, не так, как у соседа. Получается дорого и не всегда эффективно

Лень — двигатель прогресса. Надоело братьям Черепановым ходить   пешком, и они придумали паровоз. Мировые корпорации по винтикам разбирают продукцию конкурентов, по пунктам изучают чужие бизнес-технологии в сфере услуг, анализируют эту информацию, перенимают лучшее… Ведь изобрести велосипед намного дороже, чем скопировать и усовершенствовать имеющуюся модель. Правда, отечественным предпринимателям в трудолюбии не откажешь. Зачастую свой бизнес они стремятся начать полностью с нуля, все сделать по-своему, не так, как у соседа. Получается дорого и не всегда эффективно. Использовать чужой опыт и наработки в Беларуси пока желают немногие. А ведь во всем мире франчайзинг — вид лицензии на использование бренда и бизнес-технологии — считается одним из факторов развития малого бизнеса. Кроме того, работа под известной вывеской делает небольшое коммерческое предприятие менее рисковым и зависимым от различных внешних факторов. 

Бизнес  без  вывески 

Что сложнее: построить металлургический завод или открыть небольшой магазин рядом с автомобильной заправкой? Мне кажется, что проблематичнее реализовать последний проект. Разумеется, крупное предприятие создать намного сложнее, оно требует оригинальных технологических решений, выбора продукции, оценок, как минимум, региональных рынков сбыта… Но и инвестиции имеются соответствующие, есть возможность воспользоваться услугами узких специалистов. С привлечением квалифицированных кадров у владельца магазинчика меньше шансов. Когда первоначальный капитал исчисляется не миллионами долларов, а ограничивается несколькими десятками тысяч долларов, приходится экономить на интеллектуальном сопровождении. А оно, кстати, недешево обходится. 

Скажем, за создание логотипа торговой марки придется выложить несколько тысяч долларов. Конечно, если заказ будут выполнять более-менее опытные дизайнеры-профессионалы. Студенты затребуют на порядок меньше, но и качество предлагают соответствующее. А ведь для магазина еще необходимо разработать привлекательный интерьер, отобрать подходящее торговое оборудование, грамотно его смонтировать, сформировать товарный ассортимент… И каждый пункт так или иначе сказывается на будущей прибыльности торгового предприятия. Например, рядом с некоторыми белорусскими АЗС уже появились вполне приличные магазинчики, но когда их руководство поехало в Швецию, оказалось, что благодаря более совершенному торговому оборудованию в Скандинавии на таких магазинных площадях размещают в 2—3 раза больше товаров. Хотя прилавки и полки на белорусских и шведских «околозаправочных» торговых точках по «возрасту» одинаковые. Когда наши торговцы модернизировали свои основные фонды, на рынке уже появилось более совершенное торговое оборудование. Только о существовании новых моделей отечественные коммерсанты не знали. А поэтому несколько и промахнулись. 

Конечно, индивидуальность — дело, необходимое для бизнеса. Но сегодня она дорого обходится. Конкуренция обостряется, в каждой сфере коммерции появляются сильные игроки, с которыми небольшим предприятиям тягаться достаточно тяжело. Это в 80—90-е, когда в стране бушевал дефицит, бойкую торговлю было не проблема организовать даже из тентовой палатки или фанерного ларька. Времена изменились, в столице появились представители крупного ритейла. А торговля «мелкого формата» если и продвинулась вперед, то весьма незначительно. Внутренний интерьер, технологическая организация, вывески даже у бутиков, претендующих на элитарность, оставляют желать лучшего. Еще более далеки от совершенства роллетные ларьки. 

Точно так же, по методу «случайного тыка», формируется и ассортимент. Заказывать маркетинговые исследования, изучать покупательские предпочтения индивидуальным предпринимателям и владельцам небольших унитарных предприятий объективно не по карману. Товар на реализацию берут, руководствуясь своей интуицией. А в итоге выбор товаров на отечественных рынках не поражает воображение. Можно часами ходить по боксам, а оригинальной вещи так и не найти.  

В принципе, все эти проблемы отражаются на экономической эффективности небольших предприятий. И в итоге выживать на рынке в условиях конкуренции малый бизнес зачастую может только за счет мощных налоговых преференций. Либо реализации серых схем. На последнем тезисе предприниматели упорно настаивают. Но, к сожалению, не ищут путей повышения рентабельности своего бизнеса, часто ссылаясь на западный опыт. Хотя в развитых странах малый бизнес в немалой своей части уже потерял свою самостоятельность, работая под «интеллектуальной крышей» более крупных и продвинутых компаний. Франчайзинг на Западе стал одной из палочек-выручалочек малого бизнеса. Компания-франчайзер на определенных финансовых условиях предлагает своим партнерам воспользоваться проверенной технологией ведения бизнеса. Причем не просто сдает в аренду «брендовую вывеску», а оказывает поддержку в самых различных проблемах: начиная от разработки маркетинговой стратегии и заканчивая помощью в поисках поставщиков.   

Отдам  секреты,  но  в  хорошие  руки 

Метод ведения бизнеса на принципах франчайзинга становится все более популярным среди украинских и российских коммерсантов. Сегодня в России предлагается до нескольких сотен самых разнообразных франшиз: от дорогих, требующих глобальных инвестиций в несколько сотен тысяч долларов, до небольших «разработок» ведения бизнеса, для реализации которых необходимо несколько тысяч условных единиц. Например, около 5 тысяч долларов стоит открытие ларька по продаже мороженого под торговой маркой «Три шарика». Причем компания-франчайзер готова предоставить оборудование, помочь оформить его в лизинг, предоставить список поставщиков сырья — словом, полный комплекс услуг. Российские каталоги пестрят логотипами франшиз: магазины бижутерии и модной обуви, рестораны и закусочные, салоны мобильной связи и турагентства… 

На первый взгляд, в этих франшизах нет ничего особенного. В общем-то, обычные магазины и рестораны. Но за каждым названием стоят большие инвестиции в отработку технологии успешного бизнеса. Знаменитая сеть ресторанов «Макдоналдс» сегодня насчитывает в мире около 20 тысяч предприятий, большинство из которых «живут» на правах франшизы. Сам по себе гамбургер не является ни ноу-хау, ни произведением высокого кулинарного искусства. Но «Макдоналдс» изобрел другую уникальную технологию: «конвейерную» систему в ресторанах быстрого питания. Максимальная автоматизация кухни, выверенное меню, распределение обязанностей между обслуживающим персоналом и множество других нюансов сделали производительность труда в «макдоналдсах» одной из самых высоких в отрасли общепита. Плюс проверенная годами маркетинговая стратегия. 

За вывеской каждого франчайзи также кроются свои секреты. Плюс поддержка «головной» компании. Именно они-то и позволяют малому бизнесу процветать. 

Бизнесмен  не  должен  быть  скрягой 

Сегодня представители малого и среднего бизнеса перечисляют свои многочисленные проблемы. Среди них далеко не последнее место занимают отсутствие свежих идей для развития бизнеса и соответствующей квалификации руководителей. Действительно, чтобы придумать что-то новое, необходимо обладать либо коммерческой гениальностью, либо значительными средствами, чтобы со всех сторон проработать идею. Услуги качественных маркетинговых и мониторинговых агентств сегодня по карману только достаточно крупным предприятиям. Тем не менее большинство представителей отечественного малого предпринимательства стараются упорно отстоять свою полную «независимость»: франчайзинг пока в Беларуси только начинает формироваться. Компании, работающие по франчайзи, можно по пальцам пересчитать. 

Впрочем, бедный рынок франшиз — своеобразная лакмусовая бумажка, отражающая культуру бизнеса. Компания-франчайзер предоставляет своим партнерам достаточно широкий пакет бизнес-услуг, но и налагает определенную ответственность. Бренд и имидж торговой марки — зачастую одни из главных активов «головной» компании. Поэтому на покупателей франшиз налагается ответственность соблюдать целый перечень стандартов: начиная от ассортимента товаров и предоставляемых услуг и заканчивая качеством обслуживания. Некоторые франчайзеры, например, выдвигают требование приобретать товары только установленного ими перечня сертифицированных поставщиков. Конечно, это ограничивает свободу покупателя франшизы, зато выигрывает конечный потребитель. Другими словами, рядовые белорусы. Внедрение повышенных требований к сервису обслуживания и тормозит тягу к франшизам отечественных предпринимателей. Они еще не привыкли работать по стандартам. 

Имеется и еще одна психологическая преграда: уважение к интеллектуальной собственности. Франшиза, по сути, это не материальный товар, а интеллектуальное сопровождение бизнеса. И за него, естественно, необходимо платить. Идея — главное в бизнесе. Это понимают уже многие, а что за нее необходимо платить — осознали далеко не все бизнесмены. Сказывается и слабость «профильных» общественных объединений, которые зачастую играют роль не флагмана коммерции, а периодически выполняют функции стачечного комитета. 

А ведь нашему сегменту малого предпринимательства уже пора осваивать современные технологии. Нельзя же вечно строить бизнес на глобальных налоговых преференциях. Да и качество обслуживания населения от этого не улучшается. И с такими патриархальными подходами мы так и рискуем остаться с роллетными торговыми киосками и с завистью смотреть на многочисленные комфортабельные магазины и рестораны в крупных городах соседних стран. 

-------------------------------

На Западе 

Лидером списка американских франчайзи является сеть сэндвич-ресторанов «Subway». Некогда компания началась с небольшого ресторанчика, открытого с первоначальным капиталом в тысячу долларов. Сегодня компания выдала уже более 23 франшиз на использование своей технологии быстрого питания. Далее следует «Quiznos» — вторая по размерам сеть сэндвич-магазинов в США. В Америке открыто почти 3,5 тысячи таких ресторанов, в других странах — около 100. Замыкает тройку лидеров сеть фитнес-центров «Curves». В прошлом году общее количество их клиентов превысило 4 миллиона.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter