Зачем базарный шум?

Практически без сучка и задоринки придумали, в сущности, как узаконить взятку.
Любой мало–мальски искушенный покупатель знает: хочешь купить рубашку, галстук или любую другую вещь подешевле — поезжай в Ждановичи. Готов пожертвовать более весомой суммой — держи путь в какой–нибудь выставочный комплекс — «Зеркало» на Комаровском рынке, «Подземный город», «Аквабел»... Мест хватает. Разницу в ценах можно вполне логично объяснить отличиями в условиях торговли. Понятно, что аренда места под палатку на открытом воздухе будет стоить меньше, нежели павильон в теплом торговом центре. Но даже и при этом разница стоимости одних и тех же вещей в несколько раз вряд ли может быть объяснима с точки зрения здравой логики. Но все встает на свои места, если посмотреть на ситуацию через призму проблемы, поднятой в четверг на встрече Президента с предпринимателями. Затраты коммерсантов на то, чтобы добыть торговое место, порой не вписываются ни в какие разумные рамки.

Среди предприятий, мягко говоря, хулиганящих поборами с торгового люда, названы известные места: те же «Аквабел», «Подземный город», «Зеркало», «Максимус». Стремление хозяев сорвать побольше денег с арендаторов легко понять с точки зрения банальной жадности. Но тогда для чего пишутся бизнес–планы? В них, как правило, и значится срок окупаемости проекта. Скажем, пять лет. Но эта норма, значит, пишется лишь для того, чтобы получить место под строительство. А как только все готово, начинается «чес» арендаторов с целью вернуть вложения практически сразу.

Напомню один из названных Президентом фактов: для того, чтобы получить место в одном из минских торговых центров, предприниматель обязан, помимо арендной платы, единовременно отдать хозяину 5 тысяч долларов (!) беспроцентного займа (!!) на 25 лет (!!!). Браво, юристы, обслуживающие хозяина предприятия! Практически без сучка и задоринки придумали, в сущности, как узаконить взятку. А страдают как минимум две стороны.

Первая — мы с вами. Рядовые граждане, которые переплачивают за копеечные, по сути, тряпки втридорога. Ведь мелкому торговцу не остается ничего другого, кроме как «забивать» все поборы в цену своего товара. Иначе вылетит в трубу. Ну а вторая — сам торговец, который, в сущности, порабощен хозяином торговых площадей. Разговор с ним короток: гони монету. Не желаешь — до свидания. Вот чем стоило бы заняться радетелям за судьбы малого предпринимательства, подстрекающим торговый люд к сабельному походу на власть. Как в последнем случае с НДС. Но с этим налогом живет и работает весь развитой мир, на который так любят кивать наши «певцы демократии». Однако в Беларуси почему–то они призывают против налогов бастовать, в то время как в воспеваемых ими же США за неуплату налогов просто сажают в тюрьму и очень надолго.

А вот туда, где творятся подлинные безобразия, защитники малого бизнеса не суются. Понятное дело: где большие деньги, там и по голове можно получить нешуточно. Да и политические дивиденды на митинге перед зданием зарвавшейся администрации рынка не очень–то и «срубишь». И это самое яркое доказательство того, что на истинные проблемы предпринимателей тем, кто их баламутит, просто наплевать. Мелкие коммерсанты для них не более чем «пушечное мясо», которое без сожаления кидается на баррикады. Вот только на роль современных пролетариев предприниматели не очень подходят. Им есть что терять. Пусть не большой, но все же налаженный их бизнес — источник жизни и благосостояния. И получается, что когда речь заходит о решении реальных проблем, мешающих работе гораздо больше, нежели общепринятые налоги, единственным институтом, который способен действительно помочь, остается государство. И вчера, принимая с докладом председателя Мингорисполкома Михаила Павлова, Александр Лукашенко конкретизировал некоторые поручения, данные им во время встречи с предпринимателями. Пресс–служба Президента сообщила, что мэру поручено в кратчайший срок урегулировать все вопросы арендной платы, которая сегодня несоизмеримо выше реальных затрат владельцев рынков на их содержание. Арендная плата должна быть дифференцированной, но в то же время нельзя допускать резких отличий в зависимости от месторасположения рынков. Президент обратил особое внимание на необходимость создать нормальные условия для работы малого бизнеса, искоренить и впредь жестко пресекать всевозможные незаконные поборы со стороны различных инстанций, содействовать снижению затрат предпринимателей. Ведь в конечном итоге завышенные расходы ложатся на плечи покупателей.

В совершенствовании нуждается и взаимодействие с самими коммерсантами. Александр Лукашенко распорядился создать на каждом рынке совет из числа предпринимателей, который будет участвовать в организации работы торгового предприятия. Персональная ответственность за деятельность каждого рынка возложена непосредственно на районные администрации. Все четко, по–деловому. И это не последние решения, которые принимаются действительно в интересах малого бизнеса. Без митингов, демонстраций, забастовок и прочей глупой нервотрепки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter