Забыв про быт, осмыслить бытие

За время, прошедшее после распада Советского Союза, тиражи научно-популярных журналов снизились в десятки раз. Означает ли это, что “самый читающий в мире” читатель изменился до неузнаваемости? Или просто он под давлением обстоятельств вынужден был изменить любимым изданиям?

Этот вопрос обсуждали участники белорусско-российского семинара в Минске “Наука и наукоемкие технологии ХХІ века. Роль СМИ в продвижении новых идей”.
— Новые технологии, экономический прогресс имеют смысл только в том случае, если они направлены на развитие, — напомнил позабытую сегодня прописную истину заместитель директора НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь Лев Криштапович. — В познании человек бесконечен и абсолютен, как Бог. Если, конечно, не зацикливается на познании только тех проблем, которые ставит обыденное сознание.
К выводу “не хлебом единым жив человек” пришли еще прежние поколения землян. Современникам приходится своим умом доходить до понимания, что и не рекламой фаст-фуда и средств для похудания, не “Суперлото” и “Большими стирками” вперемешку с мыльными сериалами ограничивается смысл земного бытия. Но журналисты кивают на читателя, которому якобы нужны душераздирающие факты и пикантные подробности. Читатели попрекают журналистов, которые будто бы из нежелания разрабатывать серьезные темы заполняют газетные страницы легковесной ерундой. Кто виноват, до сих пор неясно, но науки в прессе и на телевидении нет.
— Современная журналистика мало занимается анализом закономерностей развития мира, она плохо связана с пониманием взаимодействия информационной системы с биосферой, ноосферой и цивилизацией, — отметила профессор кафедры современной периодической печати Санкт-Петербургского государственного университета, доктор политических наук Галина Мельник. — В структуре теле- и радиопередач, в общем объеме печатных текстов тема науки занимает ничтожно малое место, если не считать большого количества телепередач о мистике, аномальных явлениях жизни, которые объясняются с позиции “нетрадиционной науки”, оккультизма, астрологии...
— Научная тематика требует постоянной работы вдумчивых, подготовленных журналистов, а системы их подготовки в Беларуси нет, как и единой концепции информационного обеспечения научно-инновационной деятельности, — согласилась пресс-секретарь Национальной академии наук Беларуси, главный редактор газеты “Веды” Татьяна Орешко.
Пока журналисты ссылаются на объективные и субъективные трудности, читатели ищут научно-популярные издания в Интернете. Тираж некогда массового советского журнала “Наука и жизнь” сегодня невелик — 46 тысяч экземпляров. Он распространяется преимущественно на территории Российской Федерации, в основном по подписке.
— Часть прежних читателей забыла “Науку и жизнь”, а молодое поколение просто не знает, — призналась редактор отдела новостей АНО “Наука и жизнь” Татьяна Зимина. — Поэтому мы при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации создали интернет-версию журнала. Число посетителей сайта 5—5,5 тысячи человек в будние дни, чуть меньше в выходные. Если умножить на 30 дней, получится 150 тысяч читателей в месяц. Это в три раза больше тиража издания на бумажном носителе!
Кто читает статьи на научные темы? Опрос посетителей сайта доказал, что самое большое количество посетителей — 34 процента — составляют молодые люди от 15 до 25 лет. Следующая по численности категория — 24 процента — посетители от 26 до 35 лет. То есть больше половины читателей электронной версии журнала — молодежь.
— Наш опрос развенчал распространенный миф о том, что читателей не интересует серьезная информация, — продолжила Татьяна Зимина. —  Мы задали посетителям вопрос, каким должен быть стиль журнала. 59 процентов читателей посоветовали оставить его прежним. Еще 32 процента пожелали видеть издание более строгим, научным. Совершенно неожиданный ответ мы получили на вопрос, какой тематический электронный архив журнала приобрели бы читатели в первую очередь. Мы думали, что первые строки рейтинга займут “Логические игры и головоломки”, или “Сад и огород”. Ничего подобного: посетители выбрали тему “Наука, лженаука, поиски истины”. Молодой читатель сыт по горло сплетнями и околонаучными домыслами. Сегодня для него важны вечные, как мир, вопросы человеческого бытия.
Кстати, исследование “Профпрогноз-2007”, проведенное нынешней весной в Беларуси Республиканским институтом контроля знаний, позволило разглядеть прежде невидимые черты вступающего в самостоятельную жизнь поколения. В ходе исследования выяснялись дальнейшие жизненные планы всех учеников выпускных и предвыпускных классов.
Оказалось, мечты нынешнего поколения разительно отличаются от мечтаний молодежи начала или середины 90-х годов. Канули в Лету времена, когда юноши поголовно хотели владеть коммерческим киоском, а девушки охотно соглашались на карьеру путан. Ушли в прошлое и годы пиковой популярности экономических и правоведческих специальностей. В двадцатке самых популярных у абитуриентов-2007 специальностей — четыре математические. Молодежь третьего тысячелетия хочет говорить на одном языке с современной техникой, самостоятельно создавать наукоемкие технологии. Техника хороша тем, что разгружает наш быт, оставляя человеку время подумать над вечными вопросами земного бытия.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter