Забытый полк

Когда "рванул" Чернобыль, один из самых многочисленных полков выставила Ростовская область: более 22 тысяч человек...

Когда "рванул" Чернобыль, один из самых многочисленных полков выставила Ростовская область: более 22 тысяч человек.


- Ростовский полк забирали не на саму АЭС. Нас локализовали в Белоруссии, хутор Петьковщина в Брагинском районе, - вспоминает Александр Филипенко, руководитель региональной общественной организации "Союз "Чернобыль". - Мы очищали села, постройки, базы, оставшиеся в зоне отселения. Помогали населению - чинили крыши, чистили колодцы, дороги. Потом стало не хватать людей на станции и привлекли нас. Всю команду, 500 человек, срочно бросили на Украину, стали лагерем в 20 километрах от ЧАЭС. Посылали каждый день на станцию по десять человек - убирать графит. Свою "дозу" получили все. Как только человек набирал допустимое количество радиации, его отправляли домой.


После этого заболевшим "чернобыльцам" обещали многое: лечение, санатории, квартиры. Но первый закон о льготах вышел спустя пять лет после катастрофы, в 1991 году. И за все эти годы тот закон, по словам председателя региональной организации "Союз "Чернобыль" Филипенко, уже 36 раз претерпел изменения.


- И с каждым разом наше положение ухудшалось. Наконец, чернобыльцев вообще  лишили всех льгот, заменив на незначительную денежную компенсацию, - говорит мой визави. - Сколько унижений испытали, сколько судов прошли, требуя возмещения вреда здоровью.


Николая Симонова отправили в Чернобыль сразу после службы в армии. После этого ему тоже пришлось бороться за права и за существование.


- Если раньше мы имели статус "ликвидаторов чернобыльской аварии", то теперь нас приравняли к инвалидам по общему заболеванию. Таким образом, в обещанный санаторий мы можем попасть один раз в 15 лет, выстояв общую очередь. На таких же общих основаниях получаем лечение. Закон об усиленном питании, принятый 20 лет назад, вначале подразумевал выплату из расчета суммы прожиточного минимума в месяц. Но потом инфляция все съела, выплату ограничили 300 рублями. Кто стал судиться, отвоевал право на индексацию и получает теперь 1300 рублей на питание. Кто не пошел в суд, получает 600. То же и по возмещению вреда. Кто сумел доказать связь своего заболевания с нахождением в радиоактивной зоне, получает свои 6-9 тысяч рублей к пенсии, а кто вовремя не пошел по врачам, остались ни с чем.


Лариса Ионова


ionova@rostov.rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter