Культурная жизнь гродненцев не фонтанирует яркими событиями. Город до сих пор остается без достойного концертного зала

Забытая мелодия реконструкции

Культурная жизнь гродненцев не фонтанирует яркими событиями. Город до сих пор остается без достойного концертного зала. Местные артисты вынуждены гастролировать по всей стране, оставляя область без внимания. Проект реконструкции Дворца культуры в самом центре города безнадежно устарел. Филармония вроде бы обрела современный облик, но внешнее впечатление обманчиво… Внутри здания гуляет ветер, а вместо сцены зияет дыра. В Центре культуры проверяющие нашли столько нарушений, что стоит задуматься: не пора ли навести порядок в этом культурном оазисе?



Как редкая птица долетит до середины Днепра, так редкая популярная группа или исполнитель посетит старинный город над Неманом. Многие сейчас сетуют на снижение доходов и, как следствие, отсутствие интереса к культурной жизни. Вряд ли это правда. Усомниться в этом можно, вспомнив один только недавний приезд в Гродно Владимира Кузьмина. Артист выступил на открытой площадке перед Новым замком. Благодарные зрители долго не хотели отпускать певца со сцены. Но наступят холода, где прикажете петь и танцевать?

По сегодняшний день самыми проблемными в городе остаются здание Гродненской областной филармонии и бывший Дворец культуры текстильщиков на площади Советской. Еще несколько лет назад о грандиозном проекте реконструкции говорили все. Выделили деньги на проектно-сметную документацию, «Гродно-гражданпроект» проделал огромную работу по исследованию здания, специалисты нарисовали эскизы, проработали детали и общую концепцию. Собственно, на этом дело и застопорилось. Годы идут, а здание не меняется. Сегодня на центральной площади города оказался пустующий Дворец культуры, где каким-то образом выживают культурные работники. Мало того, кроме себя, им необходимо еще заботиться о старом здании, которое, как ни крути, трещит по швам. Директор заведения Ирина Миклашевич пришла сюда 4 года назад и с тех пор борется за его сохранность:

— На протяжении 4 лет все деньги от аренды пустующих площадей уходили на содержание огромного здания в более-менее нормальном состоянии. После обесточивания меняли электропроводку, после прорыва труб восстанавливали водоснабжение, каждый год проводим исследования штукатурки и лепнины, при необходимости подклеиваем и подкрашиваем. В этом году в связи с введением сертификации на товары многие наши арендаторы отказались от сотрудничества. И мы оказались в сложном положении. В начале года мы оформились как юридическое лицо, чтобы ввести штатные единицы и зарабатывать деньги. Получается, дворец есть, коллектив есть, а зала нет.

Гродненский историк Виктор Саяпин вспоминает: среди гродненцев длительное время бытовала легенда, что он построен «задом наперед», будто бы фасад, который выходит к Дому быта, должен быть главным. Но это всего лишь легенда. Дворец длительное время являлся одной из визитных карточек города. В нем был самый большой и красивый зрительный зал, где давали концерты все заезжие звезды первой величины. В зале демонстрировали фильмы: утром — для детей, а вечером — для взрослых. Работали во дворце различные кружки и студии, проходили новогодние утренники, собиралась молодежь. Сейчас внутри все выглядит печально, уныло и даже вызывает некоторые опасения.

Заместитель начальника управления Комитета госконтроля по Гродненской области Татьяна Слабыш говорит о неэффективном использовании бюджетных средств:

— В 2013 году была разработана проектно-сметная документация на реконструкцию Дворца культуры стоимостью 320 тысяч рублей (3,2 млрд неденоминированными). Срок реализации проекта — август 2015 года. Несмотря на аварийное состояние здания, ведется работа по организации и проведению выставочных мероприятий.


Особо печалит состояние здания Гродненской областной филармонии. Снаружи оно выглядит вполне современно: сверкающие зеркально-пластиковые панели, большие панорамные окна. Но при ближайшем рассмотрении понятно: готова лишь внешняя коробка. Внутри — строительный мусор, пустынные коридоры и огромная дыра на месте зрительного зала. Несмотря на это, недавно в явно незавершенное здание начали переселяться работники филармонии. До этого они арендовали комнаты в здании «мертвой» гостиницы «Гродно», которую недавно купили китайцы. Собственник сменил ценовую политику, и культработники вынуждены были искать другое пристанище. Директор филармонии Татьяна Власенко не скрывает, как трудно мотаться по всей стране в поисках заработка:

— Каждый концерт от филармонии проходит на чужой сцене. Своей сцены нет, и когда будет — неизвестно. Больше всего удивляет количество доведенных по плану концертов. В нынешнем году мы должны провести 1144 выступления. Если отминусовать выходные и праздничные дни, то это примерно 3 концерта в день. Как это можно себе представить? Правда, зарабатывать деньги мы научились. По этому пункту вопросов нет.

Заместитель начальника управления КГК по Гродненской области Татьяна Слабыш согласна с тем, что доведенные планы по концертам, мягко говоря, завышены. Особенно если учесть, в каких условиях находятся наши «культурные» здания. Однако есть серьезные претензии к работе отдельных учреждений культуры, которые как раз не нуждаются в ремонте или поддержке.

— В области отсутствует уполномоченное лицо, отвечающее за координацию и проведение выступлений профессиональных исполнителей и коллективов, — говорит Татьяна Слабыш. — Так, в прошлом году ИП «Матяс» заключен договор с Центром культуры г. Гродно на проведение концерта Ирины Аллегровой в Лиде с вознаграждением учреждения в размере 200 рублей (2 млн). При полной загрузке зала частник заработал 100 тысяч (1 млрд). Проблема в том, что государственные учреждения культуры освобождены от уплаты госпошлины, а значит, бюджет только с одного концерта потерял примерно 2 тысячи рублей (20 млн). В том же Центре культуры завышено 7 ставок, в результате незаконно получено 66,7 тысячи рублей. Это только малая толика нарушений.

Неужели никого не волнует, что здания культуры разваливаются и нашим народным и эстрадным коллективам негде выступать? Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского горисполкома Виталий Мамочкин рад бы решить проблему в одночасье, но не получается:

— Уже пять лет мы ищем инвестора для реализации плана по реконструкции Дворца культуры текстильщиков. Недавно к нам приезжал глава Федерации профсоюзов Михаил Орда. Вместе с председателем облисполкома Владимиром Кравцовым посетили объект. Возможно, эта заинтересованность перерастет в реальные шаги. Проект можно разбить на несколько этапов. Что касается нарушений, то в ближайшие два месяца будет произведена реорганизация штатного состава Центра культуры г. Гродно. Все нарушения будут устранены.

Культурная пища пусть не ежедневно, но все же должна присутствовать в жизни общества. Особенно в Год культуры. Вряд ли в советские времена люди жили более комфортно и сытно, чем мы сегодня. Но культурно отдыхать не ленился никто…

tanula.k@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter