Противостояние на украинском Майдане продолжается

Забытая история

Противостояние на украинском Майдане продолжается...

Противостояние на украинском Майдане продолжается. С самого начала этого увлекательного действа бросалось в глаза, что основной тон в нем задают выходцы из Галичины. В Киев были организованно завезены тысячи галичан, которые днюют и ночуют на площади, а также в захваченных административных зданиях, и именно они создают основную информационную шумиху вокруг «евромайдана».

Думается, белорусским читателям будет небезынтересно узнать немного об истории этого удивительного региона. Галичиной называют три современные области в западной Украине — Львовскую, Тернопольскую и Ивано–Франковскую. Галичане позиционируют себя как самых «украинских» и «европейских» украинцев и немало преуспели в навязывании этого образа как остальным украинцам, так и внешним наблюдателям.


Действительно, Галичина первой из древнерусских земель начала «евроинтеграцию», раньше других оказавшись под властью Польши после распада древнего Галицко–Волынского княжества. После разделов Речи Посполитой в отличие от остальной Украины Галичина оказалась в составе Австрийской империи, что, по мнению галичан, позволило им избежать «русификации», сохранить «истинный украинский дух», а также сделало намного ближе к Европе. Кроме того, галичане в отличие от остальных украинцев — униаты, «католики восточного обряда», что также может казаться важным маркером принадлежности Европе.


Неудивительно поэтому, что у галичан вызрел своеобразный мессианский комплекс. Свое понимание украинской идеи они считают единственно правильным и возможным. А вера в собственную правоту мобилизует, как ничто другое. Именно поэтому Галичина стала самым политически активным регионом в суверенной Украине. Именно галицкие интеллектуалы задают идеологическую атмосферу украинского государства с самого начала его существования. Именно поэтому выходцы из Галичины с завидным упорством днюют и ночуют на Майдане, воюют с советскими памятниками и расписывают стены бандеровской символикой.


Тем удивительнее осознавать тот факт, что еще сто лет назад такие радикальная «европейскость» и «украинскость» Галичины были далеко не очевидны.


Дело в том, что сами этнонимы «украинец», «Украина» окончательно закрепились только в ХХ веке. Еще сто лет назад галичане, как и все прочие восточные славяне, именовались русскими, или русинами. Собственно, в городе Львове до сих пор есть улица Русская (как, кстати, и в Вильнюсе). Или, к примеру, западноукраинский городок Рава–Русская, власти которого недавно попросили взять их в ЕС независимо от остальной Украины. Даже многие украинские деятели (например, историк Грушевский) еще в начале прошлого столетия использовали двойной термин Украина–Русь.


Конечно, современный галичанин будет доказывать, что улица во Львове вовсе не Русская, а Руськая и что «руськие» в Украине и русские в России — совершенно разные народы. Однако еще в начале прошлого века многие жители Галичины оспорили бы это утверждение.


Общие этнокультурные корни восточных славян, восходящие к Киевской Руси, в XIX веке породили идею триединого русского народа, к которому официально причислялось все восточнославянское население Российской империи. Однако эта идея обрела и немало сторонников в Галичине, пребывавшей тогда под скипетром австрийских императоров.


Основными заводаторами русского движения в Галичине были униатские священники. Сегодня это кажется немыслимым, но тогда униаты считали себя в основном не «католиками восточного обряда», а православными, вынужденными заключить союз с Римом.


Конечно, русское движение в Галичине было неудобно австрийским властям, видевшим в нем угрозу целостности своей империи. Поэтому они его всячески преследовали и подавляли, насаждая ему в противовес лояльное украинское движение (стоит напомнить, что во время Первой мировой войны многие украинские деятели видели будущее Украины под скипетром Габсбургов). В результате многие русофилы вынуждены были покидать негостеприимную родину и уезжали в Россию (священник Иван Наумович, историк Яков Головацкий и многие другие). Русофильское движение в Галичине постепенно слабело, украинское — крепло. На рубеже XIX — XX вв. началась активная украинизация униатской церкви под руководством митрополита Андрея Шептицкого.


Окончательный удар по русофильскому движению в Галичине нанесла Первая мировая война, когда австрийские власти развернули настоящий террор против русинов Галичины, подозреваемых в пророссийских симпатиях. Первый концентрационный лагерь в Европе — Талергоф — был создан именно для галицких русинов. Сегодня эта страница истории почти забыта. Галицко–русское движение тем не менее было живо даже в период пребывания Галичины в составе межвоенной Польши. Тогда во Львове все еще выходило немало русофильских газет и журналов. Окончательно это движение угасает к 1950–м годам.


Современные западные украинцы вычеркнули из памяти эту страницу своей истории. Кто знает, если бы они вспомнили об этом, может быть, ситуация в Украине развивалась бы по–другому.


Советская Белоруссия №237 (24374). Вторник, 17 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter