Нацистскими карателями в годы ВОВ на территории современного Логойского района сожжено 168 населенных пунктов

Забвению не подлежит

В Год исторической памяти, которым объявлен наступивший 2022-й, мы должны сохранить сведения о героическом прошлом Беларуси и не забывать ее трагические страницы. Во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории по отношению к мирным жителям творился самый настоящий геноцид. 80 лет прошло с тех пор, но ничего не забылось, все подробности трагедии сохранила память свидетелей тех событий. 


Сразу же после вторжения в СССР нацисты установили на временно оккупированной территории «новый порядок», составной частью которого были террор и преступления против мирного населения. Историки называют политику геноцида и выжженной земли основой нацистского оккупационного режима. На территории Беларуси на это был настроен репрессивный аппарат нацистов. Первые карательные операции начались уже в августе 1941 года. Тогда враги разыскивали и расстреливали скрывавшихся в лесах партийных и советских работников, окруженцев и мирных жителей еврейской национальности. Такое отношение к советским людям было заранее спланировано гитлеровской верхушкой в период подготовки к войне, что и отразилось в захваченных и обнародованных документах нацистов — таких как генеральный план «Ост», директивы и инструкции по отношению к местному населению.

Одним из наиболее пострадавших от нацистского режима стал Логойский район. С первых дней оккупации здесь началось уничтожение еврейского народа. Если в других районах и Минске в первые месяцы войны были созданы гетто для изолированного содержания евреев, то здесь под первую волну Холокоста попало еврейское население всего Логойского района. 30 августа 1941 года в песчаном карьере в урочище Ивановщина под Логойском было расстреляно в один день согласно акту Чрезвычайной государственной комиссии более 1200 человек из районного центра и местечка Гайна. Сюда же привозили на расстрел успевших скрыться в тот день или проживавших в других деревнях района жителей еврейской национальности. Там же на протяжении 1941—1944 годов продолжались расстрелы жителей Логойска и района. В состав современного Логойского района входит довоенный Плещеницкий район. Там тоже расстреляли еврейское население.

После возникновения массового партизанского движения на этих территориях от ударов народных мстителей по гарнизонам, подрывов на железной дороге и засад на шоссейных дорогах немцы несли большие потери. По этой причине они стали планировать и регулярно проводить карательные операции против партизан. 
Всего в Логойском районе за годы оккупации было проведено 12 наиболее крупных карательных операций. Из этого числа можно выделить две самые масштабные по охвату территории и числу привлеченных войск — «Коттбус» и «Корморан». В результате этих карательных операций сжигались целые деревни, уничтожались прятавшиеся в лесах и болотах мирные жители. 

Каратели по подозрению в связи с партизанами сжигали деревни вместе с людьми, набирали молодежь на принудительные работы в Германию. Забирали скот, сельхозпродукцию и продукты питания, поэтому выжившие голодали и жили в землянках. В партизанских документах того времени остался акт комиссии от отряда им. Калинина бригады «Дяди Васи» и местных людей о гибели жителей деревни Тристень:

«Акт 23 мая 1943 года… Комиссия установила, что 7 мая 1943 года немецкий карат. отр. ворвался в дер. Тристень Зареченского с/с Плещеницкого р-на и произвел следующие зверские действия:

1. Полностью ограбили деревню (в дер. 15 хозяйств). Забрали всех коров, лошадей, свиней, овец, курей, хлеб, одежду, обувь.

2. Сожгли всю деревню.

3. Расстреляли семью Шапорева в колич. 6 человек: Вера — 32-х лет, Николай 9 лет, Мария 7 лет, Татьяна 5 лет, Нина 4-х лет, Анюта 2-х лет.

4. В лесу была спрятана в люльке девочка 4-х месяцев, Шапорева Люба, которую сожгли вместе с люлькой и пеленками.

5. Живыми сожгли семью Петровых в колич. 7 человек: Пелагея 40 лет, Мария 16 лет, Нина 15 лет, Петя 10 лет, Гриша 8 лет, Боря 6 лет…»

Карательная операция «Коттбус» была проведена в мае — июне 1943 года. Под эту акцию попали территории современных Борисовского, Докшицкого, Лепельского, Логойского, Ушачского районов. По плану гитлеровского командования фашисты должны были прочесать цепями эту территорию, согнать партизан в болота возле озера Палик, там окружить и уничтожить. Наши умело ушли из окружения с минимальными потерями, а каратели расстреливали мирных жителей, скрывавшихся в лесах, и в своих отчетах выдавали их за партизан. В донесении генерального комиссара Белоруссии В. Кубе рейхсминистру оккупированных восточных территорий А. Розенбергу о результатах операции «Коттбус», хранящемся в Национальном архиве, написано, что было «убитых врагов — 4500, убитых по подозрению в принадлежности к бандам — 5000». Даже сами немцы не верили, что это были партизаны. Далее в этом донесении Кубе написано: «…Названные цифры показывают, что и здесь происходит сильное уничтожение населения. Если при 4500 убитых на стороне противника захвачено всего 492 винтовки, то эта количественная разница говорит о том, что и среди этих вражеских убитых находится много местных крестьян. Особенно известен тем, что он уничтожает множество человеческих жизней, батальон Дирлевангера. Среди 5000 подозреваемых в принадлежности к бандам, которые расстреляны, имеется много женщин и детей…» 

«Дома догорают, везде люди побитые лежат»

Жительница деревни Пуща Логойского района Регина Степановна Гридюшко пришла укрыться в соседнюю деревню Слобода к родственникам и попала на расправу к карателям Дирлевангера: «...Нас было в доме восемнадцать человек. Сестра двоюродная из Литвич приехала, четверо детей. Все мы чисто уселись на соломе в доме и уже ждем. Один немец пришел, поставил... такой вот, на ножках... пулямет... Что-то сказал по-немецки. И давай строчить! Я навзничь как легла, так и осталась только одна... Побили. Лежала я, долго лежала... Что-то они говорили, но по-немецки. Полотенце висело на иконах, так они положили сено на стол и подожгли, и полотенце. Как они пошли, так я подняла голову, посмотрела — горел угол…»

Страшная трагедия произошла в мае 1943 года — каратели сожгли Литвичи, Засовье, Слободу и Амнишево. Тогда за два дня уничтожили 179 дворов, убили и сожгли 575 человек, из них 185 детей. Из воспоминаний Елены Ильиничны Батуры из Засовья: «Тем утром мама увидела через окно немцев, что шли через двор к нам. Подумала, может, в Германию будут забирать. И говорит мне: «Лезь, доченька, на печь, спрячься и сиди». Сижу там исподтишка, слышу в доме голоса: «Где хозяин?» — «Нет у меня хозяина, умер». — «А сыновья твои где?» — «А вот один в кровати спит, второй в сарае где-то». И тут же — выстрел, слышу: мама упала. Вслед еще выстрелы, меньших брата и сестру в кровати убили. Страшно мне, но сдержалась, голоса не подала. Постреляли и пошли. Слышу, стреляют уже в соседнем доме — Анелю Бобрович с дочками. Что же, думаю, делать? Слезла все же с печи и быстренько в погреб, что был под полом, забралась, дощечки опять закрыла. Подумала: это же сейчас дом жечь придут, я и сгорю тут. Выбралась — и за двери, в огородчик бросилась, легла в бороздке, выпрямилась, как бы неживая. Кажется, чтобы земля провалилась, и чтобы углубить. А рядом шаги, идут жечь наш дом. «Во, — говорят, — убежала, так в огороде убили». 
Я же не знала, что моя спина вся в крови. Как сидела в погребе, так сверху кровь на меня журчала через щель — мамина кровь, она меня и спасла.
А те двое в дом зашли, подожгли… Осмелела, как пошли они со двора, приподнялась на локти и ползком, ползком, чтобы подальше от огня. Да и пролежала, пока все утихло. На ноги встала, глянула — горит соседнее Амнишево. Иду своей улицей — дома догорают, везде люди побитые лежат».

В результате операции «Коттбус» 221 деревня была полностью или частично сожжена. 

Стерты с лица земли 

Еще более крупной стала операция «Корморан», которая проходила перед освобождением в мае — июне 1944 года по такому же сценарию, но только увеличилось количество жертв среди партизан и мирного населения. Особенно много было погибших при прорыве блокады около деревни Маковье Борисовского района в ночь с 14 на 15 июня 1944 года. Начавшаяся наступательная операция Красной армии «Багратион» заставила карателей уйти из этого района. По немецким данным, за период операции «Корморан» было убито 4191 и захвачено в плен 354 человека. Сейчас уже невозможно определить точное количество жертв среди мирных жителей. Их к тому же нещадно грабили. В немецком документе об итогах операции «Корморан» указано, что карателями было захвачено 2640 лошадей, 3017 голов крупного рогатого скота, 106 овец, 1415,5 тонны зерна, 308 центнеров картофеля. Было захвачено и угнано в Германию 1414 человек мирного населения. В ходе операции «Корморан» сожжено 99 населенных пунктов, из них 39 в Логойском районе. 
Последней, 19 июня 1944 года, за считаные дни до освобождения, сожжена вместе с жителями деревня Дальва. В пламени пожара погибли 44 человека: 29 детей, 13 женщин и двое мужчин. Старшему из погибших, Куприяну Гириловичу, было 80 лет.  А самому младшему — Косте Кухаренку — около двух.

Мемориальный комплекс «В память о жителях деревни Дальва».

Наибольшей жестокостью в карательных операциях отличался особый батальон Дирлевангера, который дислоцировался в центре Логойска в зданиях старинного дворца Тышкевичей. Эсэсовцы убивали всех подряд, кто попадался на глаза. За время пребывания здесь с марта по октябрь 1943 года они участвовали в карательных операциях, выезжали на отдельные акции в деревни возле Логойска, сожгли много населенных пунктов вместе с жителями. 22 марта 1943 года немецкая рота особого батальона вместе с полицейскими 118-го батальона сожгли логойскую деревню Хатынь. 

Документальным подтверждением преступлений нацистов стали акты об уничтожении деревень, которые с весны 1943 года стали составлять партизаны вместе с представителями подпольных райкомов партии и выжившими местными жителями. А после освобождения на бывших оккупированных территориях работали чрезвычайные госкомиссии, которые тоже составляли акты о преступлениях нацистов. Они включали в себя опросы свидетелей и потерпевших, осмотры места преступления, врачебную экспертизу, определение количества жертв, описание способа убийства. Сегодня эти документы обличают нацистскую политику оккупантов. 
Подлинные масштабы трагедии белорусского народа до конца не осмыслены, точное количество жертв уже невозможно установить. Много безымянных могил осталось в лесах и болотах после немецких карательных операций. 
На приведенной схеме сожженных деревень Логойского района отмечено 168 населенных пунктов, 24 из которых после войны не были восстановлены. В список вошли деревни, в которых было сожжено не менее 20 процентов домов, это еще не окончательный список. Карта составлена на основе базы данных сайта Национального архива «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны». Авторы этого проекта Н. Кириллова, В. Селеменев, Т. Михеенок выполнили огромную работу, в результате которой на сегодня в базе отмечено 9097 сожженных деревень.


В настоящее время эта важная работа продолжается, Национальный архив подготовил шесть сборников документов «Без срока давности. Преступления нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории БССР в годы Великой Отечественной войны» по всем областям Беларуси. Уже вышли в печать четыре сборника, и в каждом из них есть списки сожженных в годы войны сельских населенных пунктов Беларуси. Это долг памяти всем невинно убиенным и сожженным мирным жителям, всем, кто погиб во время оккупации, в ходе карательных операций…

Александр ПАВЛЮКОВИЧ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter