Забвения нет

Из редакционной почты
«Петр Михайлович Катаев из алтайского города Бийска в Великой Отечественной войне участвовал с июля 1941 года. Сражался на Западном фронте, прошел, отступая, практически всю Беларусь. За героизм, проявленный в кровопролитном Ельнинском сражении, получил в скупом на награды 1941–м орден Красной Звезды. Затем капитан Катаев защищал Москву. К ордену прибавилась новая награда — медаль «За отвагу». Летом 1944 года он — один из участников операции «Багратион». Уже майор, командир 42–го отдельного линейного Оршанского батальона связи снова прошел практически всю Беларусь, только теперь с востока на запад. За бои в Беларуси и Восточной Пруссии гвардии майора Катаева удостоили ордена Отечественной войны II степени.

...Майору Катаеву не довелось вернуться в родные края. Не получивший до этого ни одного ранения, он погиб 8 мая 1945 г. неподалеку от немецкого городка Лаубан.

Юрий КОМЯГИН, краевед, Гродно».

«В нашей большой семье главным был дед Антоний Захариевич Николенко. Он воевал в Первую мировую войну. Ушел на фронт в 1914–м добровольцем. В этот год у него родился еще один сын, мой отец, Федор. Вернулся домой в 1920–м, воевал в кавалерии.

Станция Борковичи — моя родина — Отчизна. Здесь был мой отчий дом. Отсюда уходили на Великую Отечественную войну сыновья деда — Иван, Федор, Игнатий. Оставались две дочери и два младших сына — Николай и Владимир. Сюда же, в Борковичи, возвращались его сыновья с войны.

Первым пришел дядя Ваня. Он построил землянку для своей семьи. В эту землянку позже взял жить и нашу семью.

Затем вернулся, «ползком», как шутили дома, мой отец Федор (на снимке). Почему «ползком»? Отец пришел домой после тяжелого ранения в ногу, плечо и руку. За бои в Прибалтике его наградили орденом Красной Звезды. Почти год лечился в госпитале. Прибыл домой зимой 1945–го. Мама в это время снимала комнату в доме, располагавшемся за большим оврагом. Овраг большой, снега много, не одолеть раненому солдату. Тогда он, как на войне, ползком, прошел овраг и появился весь в снегу — дома!

Еще один сын деда — Игнатий — пропал без вести.

В 1946 году возвратился с войны Николай. В бою в Восточной Пруссии часть, в которой он воевал, попала в окружение. Погибли в окопе все, последним — командир со знаменем в руках. Остался только рядовой Николенко. Ему было страшно — страшно, что погибнет знамя. Тогда он обмотал его вокруг себя под гимнастеркой и решил сделать линию обороны. Вдоль траншеи установил винтовки, сверху на каждую нацепил какую–то одежду и принял оборону за всех погибших. Бегал от одной винтовки к другой, стрелял, стрелял... Ему повезло: подоспела помощь. Очнулся на плащ–палатке. Первая мысль — где знамя. Потрогал рукой грудь, которая сильно болела, а под болью шелк знамени, и снова потерял сознание...

Клавдия ЯМНАЯ, Минск».

«Нас в далеком 1945–м называли «дети войны». Наши родители погибли в борьбе с фашизмом, защищая Родину. После освобождения от оккупантов в каждом районе Белоруссии организовывалось не менее двух детских домов, а в больших городах и того больше. Копыльский спецдетдом № 2 им. А.Матросова открылся в августе 1945 года в панском имении. Над ним взяла шефство дивизия, в которой служил и совершил свой бессмертный подвиг легендарный Александр Матросов. Военные подарили нам четыре лошади, пароконку, несколько коров, около десятка свиней, отремонтировали помещения детдома. Воспитатели пришли с фронта, ходили в гимнастерках, в том числе и наш замечательный директор–отец Николай Павлович Малюкович — почетный гражданин Копыля. Они не были профессиональными педагогами, но полностью отдавались своей работе.

Повзрослев, огромная армия бывших детдомовцев восстанавливала разрушенное хозяйство страны. В основном мы трудились на тяжелых работах: в шахтах, рудниках, термичках, кузницах, на лесозаготовках... Все, чем пользуется нынешнее поколение — заводы, дома, дороги, метро, — создано послевоенным поколением, в том числе и бывшими детьми войны.

Все наши педагоги и учителя давно умерли. Самому младшему воспитаннику уже 70 лет, самому старшему — 85. Мы, дети войны, помним и чтим своих военных воспитателей, которые научили нас любить людей, труд, жизнь, а самое главное — Родину!

Анатолий МАНКЕВИЧ, Минск».

Владимир Дулебенец.«В первые месяцы войны в нашей деревне стали «исчезать» мужики — по одному, а то и по нескольку человек. Куда? Все знали, но никто не говорил вслух об этом. Исчез дядя Гриша с сыном Юркой, за ним мой шурин Владимир. А как–то не вернулась домой из Новогрудка сестра Ольга... Только земля слухами полнилась о том, что в районе активно стали действовать партизанские отряды. На боевые вылазки лесных мстителей фашисты отвечали жестокими карательными акциями, в том числе и против мирного населения. И тем не менее 20 марта 1942 года партизаны освободили райцентр Кличев от оккупантов! А затем и весь район! В глубоком немецком тылу заработала советская власть! Я помогал партизанам, чем только мог: пахал землю, собирал продукты, занимался лагерным хозяйством, ходил в разведку... Однако главным моим занятием стал поиск и ремонт оружия.

Так получилось, что за 63 года жизни вне малой родины я ни разу не присутствовал на торжествах в Беларуси в честь Дня Победы. Сейчас, когда мне 84 года, решил именно в этот праздничный период (может, в первый и последний раз!) побывать на Кличевщине, посетить могилы павших партизан, родственников, и, конечно, очень хотелось бы увидеть 9 Мая парад Победы в Минске. Понимаю, это дерзкая задумка. Однако вся моя жизнь граничила с риском. Поэтому прошу: если возможно, посодействуйте, пожалуйста, в приобретении приглашения на празднование...

Владимир ДУЛЕБЕНЕЦ, участник партизанского движения (Кличевский район), ветеран военно–морской разведки, капитан 1–го ранга в отставке, Владивосток, Россия».

Советская Белоруссия № 84 (24714). Четверг, 7 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter