Белкоопсоюз активно развивает специализированные торговые сети и бренды общественного питания

Заботы сельчан — в приоритете

Как Белкоопсоюз выдерживает конкуренцию, развивает и продвигает собственные бренды, помогает обеспечивать продовольственную безопасность страны

Потребительская кооперация Беларуси сегодня отмечает профессиональный праздник. Председатель Правления Белкоопсоюза Олег Мацкевич рассказал о насущных делах, заботах и перспективах организации с богатой историей, сохранившей социальную ориентированность и направленную в первую очередь на удовлетворение нужд сельского населения страны. 

Задача «со звездочкой»

Значительная часть торговых объектов Белкоопсоюза, а именно 69 процентов, расположена в сельской местности, 549 автомагазинов обслуживают 14,8 тысячи деревень и хуторов, причем во многих из них проживает менее десяти жителей. Торговая выручка в таких малочисленных деревнях далеко не всегда покрывает транспортные расходы. А ведь каждый автомагазин ежедневно проезжает в среднем 170 километров. При этом частный торговый бизнес, предпочитающий работать там, где выгодно, усиливает конкуренцию в райцентрах, экономически наиболее перспективных агрогородках и деревнях. Бремя же обслуживания 1,2 тысячи населенных пунктов с численностью жителей менее 200 человек лежит преимущественно на организациях потребительской кооперации. Обеспечивать экономическую эффективность в таких условиях — сложная задача, решать которую помогает многоотраслевая специфика.

Дранбургер и картофельная пицца

Белкоопсоюз активно развивает специализированные торговые сети и бренды общественного питания. 

— Среди магазинов Белкоопсоюза особое место занимают объединенные брендом «Родны кут» — их более 2 тысяч, — отмечает Олег Мацкевич. — Растет популярность дискаунтеров «МЕГАопт». Более низкие цены на товары в них обеспечиваются за счет договорной работы с поставщиками, увеличения объемов закупки и снижения операционных затрат в самих торговых точках. Не теряет актуальность сотрудничество с отечественными производителями и поставщиками. Что касается фирменной торговли, открыто 36 совместных магазинов и 332 секции по реализации непродовольственных товаров. 

В последнее время на слуху сетевые бренды потребкооперации — «ЛепимСами», «Еда&Кофе», TASTY, «Гастролавка». Каждый ориентирован на определенный ассортимент блюд и кулинарных изделий. 

— Сеть под брендом «ЛепимСами» — это стильные кафе с широким ассортиментом блюд (пельменей, вареников, блинов, смаженок, пиццы и других), приготовленных по оригинальным рецептам. Фишка «Еда&Кофе» — не менее 12 наименований сортов кофе, десерты и кондитерские сладости, блюда белорусской кухни. Сейчас работает 11 объектов питания «ЛепимСами» и 43 — «Еда&Кофе». Идет реализация нового проекта под брендом TASTY с продукцией, востребованной у молодежи и посетителей с детьми. Это гамбургеры, чизбургеры, картошка фри, также предлагаем гостям попробовать нашу кухню в современном исполнении — дранбургер и картофельную пиццу. Пока таких заведений восемь. Еще одно из интересных направлений в общественном питании — «Гастролавки». По сути, это ребрендинг известных еще с советских времен магазинов «Кулинария» с обеденной зоной и пекарней. В системе уже три «Гастролавки». Развитие сети продолжается, в 2023 году планируем открыть еще один объект «ЛепимСами», четыре — «Еда&Кофе», три — TASTY и 21 магазин-кулинарию «Гастролавка», — рассказал председатель Правления Белкоопсоюза.

Белкоопсоюз активно развивает специализированные торговые сети и бренды общественного питания.

Сырье, мастера и рецепты — все свое

В основе промышленного производства потребкооперации лежит то, что всегда присутствует на столе: хлеб, мясо, колбасы, сало, минеральная вода и напитки. По мнению Олега Мацкевича, производство таких продуктов в каждом райцентре руками местных мастеров из сырья, закупаемого там же у населения, фермеров и сельхозпроизводителей, — это еще и дополнительная социально ориентированная цель. Сегодня по всей стране работает свыше 300 цехов, участков, предприятий, которые выпускают около 3 тысяч наименований продукции. Годовой объем деятельности отрасли в 2022-м — 420 миллионов рублей. Основной акцент — на натуральность, рецепты по-домашнему и здоровое питание. Еще один традиционный бренд — квашения, соления, мочения. Кроме того, в системе функционирует более 60 непродовольственных цехов, которые выпускают гвозди, сетку-рабицу, постельное белье, полотенца, спецодежду, хозяйственные перчатки и другие швейные изделия, и даже тротуарную плитку.

Заготовительные организации Белкоопсоюза круглогодично закупают у населения картофель, овощи, фрукты, ягоды, зерно, лесные ягоды и грибы как на продажу в своих магазинах, так и для переработки, поставок на предприятия республики и за рубеж. 

— Ежегодно заключаем примерно 400 договоров поставки с 250 крестьянскими и фермерскими хозяйствами и дополнительно предоставляем 6,2 тысячи торговых мест на 108 подведомственных рынках системы для реализации урожая населением и фермерами, — приводит цифры Олег Мацкевич. — Излишки сельхозпродукции у населения и крестьянских хозяйств готовы принять 759 приемозаготовительных пунктов, 859 штатных заготовителей и свыше 3,8 тысячи сельских магазинов. 

Белкоопсоюз традиционно вносит свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности страны: формирует запасы овощей и картофеля на межсезонье в стабилизационные фонды, имея 91 хранилище с 280 камерами для раздельного хранения продукции емкостью 18,9 тысячи тонн. 

Пушистый экспорт

Доля белорусской норки в общемировом объеме производства в минувшем году достигла 4–5 процентов. Причем на долю звероводческих организаций потребительской кооперации пришлось 95,7 процента объема производства шкурок норки в стране. Отрасль экспортно ориентирована, поскольку мощности шедового хозяйства многократно превышают потребности отечественного рынка. 

— В 2022-м и за пять месяцев текущего года звероводческие предприятия Белкоопсоюза заработали на экспорте 17 миллионов долларов. Треть поставок шла в Китай, остальное — в Россию, — подчеркнул председатель Правления Белкоопсоюза. — Кроме того, налажены отгрузки пушно-мехового сырья в Камбоджу.

Обсуждая планы развития Белкоопсоюза на ближайшие годы, Олег Мацкевич сказал:

— Больше века мы стараемся, чтобы наши покупатели были довольны. Если взять торговлю, то основная задача ее развития — повышение эффективности, обновление материально-технической базы, парка автомагазинов, внедрение современных форматов обслуживания, чтобы наша работа в полной мере отражала слоган «Жить заботами сельчан». Именно такую задачу ставит перед нами Глава государства. Любая организация будет успешной, если в ней заняты трудолюбивые, талантливые, креативные люди. У системы потребительской кооперации есть команда, которая разделяет ее ценности.

По материалам БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter