За знания нужно платить, но их нельзя купить

- Почему не Москва, не Питер? - удивлялась моему вопросу российская абитуриентка, приехавшая поступать в Беларусь.
- Почему не Москва, не Питер? - удивлялась моему вопросу российская абитуриентка, приехавшая поступать в Беларусь. - Там без "мохнатой лапы" поступить сложно, да и учиться дорого!"

Собственно, и у нас недешево. Бесплатное образование год от года дорожает. Факт очевидный. Пересдачи зачетов и экзаменов - платные (в среднем 10 тысяч рублей), в некоторых вузовских библиотеках с книжками дают поработать только за деньги (560 рублей - на ночь, 45 рублей - взять на 5 минут, чтобы сделать ксерокопию). К слову, на ксерокопии за одну сессию уходит порядка 20 тысяч. Нередко приходится тратиться на специальную литературу и учебники. Стоит также учесть, что 18 тысяч студентов государственных вузов нуждаются в общежитии, а квартиру нынче снимать - не дешевле 70 долларов. И, конечно, без цветов на экзамен являться даже неприлично. А на пересдачу - лучше с коллекционным коньяком. Увы, далеко не всегда, но бывает... Но все же это действительно дешевле, чем в России. Судя по докладу Высшей школы экономики, посвященному коррупции в вузах России, обучение на бюджетной основе там выливается минимум в 300 долларов в год...

"Взяточничество - проблема профессиональной этики преподавателей, - считает первый заместитель министра образования Александр Жук. - И бороться с ним можно только одним способом - не создавать благоприятных условий. Не от сессии до сессии, а в течение семестра контролировать знания учащихся, проводить зачеты, контрольные, коллоквиумы. Тогда будет странно, если студент, который не посещал лекции и плохо сдавал зачеты, вдруг получит "отлично". Почему мы тестирование ввели на вступительных экзаменах? Это равные условия, исключение субъективных факторов. Если раньше оценка во многом зависела от того, как Марья Петровна или Иван Петрович воспримет абитуриента, сейчас - один на один с заданием".

Хотя не стоит отрицать, что и в белорусских вузах экзаменаторы иной раз не прочь пополнить свой кошелек за счет студентов. В этом учебном году заведующий кафедрой Витебской академии ветеринарной медицины был уличен в том, что вымогал у студента 110 долларов за сдачу двух экзаменов. За 130 тысяч рублей решил "сдать" два экзамена заочник факультета правоведения Столинского агроэкономического колледжа. К слову, периодически в сводках прокуратуры появляется информация, связанная с коррупцией в сфере образования. И тем не менее это все же скорее исключение, чем правило. Может, потому, что страна более компактная, порядка больше, уследить за всем проще? Во всяком случае, дипломы в переходах метро у нас пока не продают.

Впрочем, за деньги сегодня и так можно получить любую профессию, независимо от способностей. За последние 10 лет количество студентов в Беларуси увеличилось более чем в 2 раза именно за счет платного обучения. На платной основе только в государственных вузах обучается около 120 тысяч человек - 43 процента от общего числа студентов (в России, между прочим, "платников" в госвузах больше половины). Однако из-за количества страдает качество. "Было и такое, что в частные вузы не поступали, а записывались и фактически вставали в очередь за дипломом, - рассказал Александр Жук. - Можно было не ходить на лекции, а только платить деньги. В некоторых вузах и вовсе не допускали к летней сессии, пока студент не вносил 30 процентов стоимости обучения за следующий год".

Сейчас все белорусские вузы проходят лицензирование. В прошлом году закрыли 5 филиалов одного частного учебного заведения, в этом еще 2 не получили лицензии. "Мы не против частного образования, - говорит Александр Иванович. - Но нужно учитывать, что дипломы студенты частного и государственного вуза получают единого образца". Значит, государство гарантирует качественное образование и в частном вузе. Поэтому и требования ко всем единые, начиная от правил приема и заканчивая выпускными экзаменами. Раньше в частный вуз поступали по собеседованию или по записи. Сегодня же, как положено, нужно сдавать три экзамена. А на защите дипломов две трети приемной комиссии должны составлять представители государственных университетов. "Вы думаете, почему мы представительства некоторых российских вузов вынуждены были закрыть? Потому что профанируется высшее образование, - замечает Александр Жук. - Молодые люди поступили как-то, заплатили, кто-то приехал им лекции прочитал или не прочитал, методические пособия раздали, оценки поставили. А потом они будут считать, что получили высшее образование и претендовать на хорошую работу".

То, что за знания сегодня нужно платить, уже никого не удивляет. Но то, что их нельзя купить, понимают пока еще, увы, далеко не все.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter