За забором

В суде Минского района рассматривается дело, которое, возможно, усложнит жизнь отдельным товарищам, развернувшим на своих частных подворьях нелегальный бизнес...

В суде Минского района рассматривается дело, которое, возможно, усложнит жизнь отдельным товарищам, развернувшим на своих частных подворьях нелегальный бизнес. От общественного мнения они скрываются за высокими заборами, не жалуют местную власть... Если бы судебным делам давали литературные названия, это я так бы и назвал — тайна глухого забора.


...Озерцо. Поселок в нескольких километрах от Минска. Съехал с кольцевой, проскочил авторынок «Малиновка», промзону — и вот ты уже в типичном населенном пункте околостоличной орбиты. На въезде стройка. Эта часть Озерца, которая географически ближе к Минску, и скоро здесь появятся новостройки.


И еще одна верная примета такого родства — красивые дома, дорогие авто у калиток. Хотя и киоск на остановке, от которых в городе избавились, здесь ко двору.


Но достаточно проехать по улице Центральной чуть дальше или свернуть с нее на параллельные проулки, как солнышко–благополучие стыдливо спрячется за скошенным деревенским плетнем. Здесь ржавый хлам под хатами и бездорожье.


Какое Озерцо настоящее, мне сказать трудно. Тут свет, там тень — таковы парадоксы населенного пункта, находящегося на пути между городом и деревней. Поселка, который можно смело назвать трансформером.


В Озерце я как–то застрял. Ехал по делам — проколол колесо. У местного, возившегося со своей «Ауди», спросил, где ближайшая СТО. Тот посмотрел подозрительно, но все же показал: «А вот там, за поворотом». Мастерскую я тогда не нашел. Немудрено, потому что в целях конспирации расположена она была... в жилом доме.


Расцвет и закат этой необычной СТО — как символ земельных парадоксов и уловок некоторых граждан, решивших поиграть с законом в прятки. На тот момент, когда я оказался в Озерце, счет был вовсе не в пользу власти. Так бы и продолжалось, но в дело не вмешалась прокуратура.


— На станцию технического обслуживания, расположенную в частном коттедже, мы вышли во время проверок законности соблюдения земельного законодательства, — рассказывает зам. прокурора Минского района Артур Петросян. — Помню, когда в первый раз объезжали поселок, заглянул за калитку и удивился: настоящий муравейник, толпа работников, процесс кипит. Хозяина на месте не оказалось. На следующий день, взяв санкцию на осмотр помещения, приехали снова — уже вместе с работниками областного ОБЭП, представителями местных органов власти, налоговой службы. Рабочих и след простыл, лишь двор был завален старыми бамперами, стеклами, колесами. Стояли машины, которые не успели вывезти.


В доме были смонтированы два автомобильных подъемника, автомоечный аппарат, компрессорная установка, генератор электротока. Имелась здесь и иная специализированная утварь. Нашли несколько комплектов ключей от авто, зашифрованные записи с базой клиентов... Без очков видно — подпольная СТО!


Хозяин, однако, упорно твердил, что дом — жилой, что на первом этаже у него просто «навороченный» гараж. Вторили ему те водители, которых застали в мастерской, и те, которым после позвонили. Мол, приехали к другу. Он просто предоставил помещение, а чинили машины своими руками.


Прокурорская проверка показала, что строение, в котором размещалась мастерская, по всем бумагам действительно проходит как жилой дом. Якобы он сдан в эксплуатацию на 80%, осталось лишь закончить внутреннюю отделку. Как такое могло произойти? Неужели никто из специалистов, ответственных за регистрацию недвижимости и выдачу документов, даже не выезжал на место? Районная прокуратура провела еще одну проверку, но криминала в действии сотрудников земельных служб не нашла.


Впрочем, не в странной трансформации дома главная изюминка этой истории. Оказалось, что еще в 2006 году вопросы о соблюдении земельного законодательства в районе проверял Комитет государственного контроля. Тогда–то необычный коттедж и «всплыл» в первый раз. Материалы проверки контролеры направили в прокуратуру Минской области для юридической оценки. Долго оценивать не пришлось — явное нарушение, да не одно! Принять меры к нелегалу по логике должны были местные власти. Они и пытались — Щемыслицкий сельисполком обязал «бизнесмена» демонтировать оборудование, прикрыть лавочку. Но СТО продолжала работать. Визитки, приглашавшие заехать в коттедж, его хозяин распространил на близлежащих заправках, на авторынке. Подъезжали к высокому забору машины, становились под прицел видеокамеры...


— Владелец СТО не был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель — наказать его оказалось непросто, — продолжает Артур Петросян. — Вел себя вызывающе, говорил: ничего вы не докажете. Мы писали предписания в райисполком, облисполком. Отменили все решения, по которым дом введен в эксплуатацию. При райисполкоме была создана комиссия, которая установила, что постройка предназначена не для жилья, а для ремонта автомобилей. А электрики вдобавок обнаружили, что хозяин мастерской незаконно врезался в линию...


В общем, что хотел, то на своем огороде и воротил. Что здесь? Желание (в некоторых случаях — законное) человека на своей территории вести любое «дело», несовершенство законодательства, либо недоработка власти? Клубок проблем распутать не так просто, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, человек не платил налогов, имел возможность брать за услуги меньше, чем действовавшие легально конкуренты. Значит, переманивал у них клиентов. С другой, люди ведь к нему ездили не только из–за низких ценников: качество работ их, видимо, тоже устраивало. Говоря о расцвете незаконных мастерских этот нюанс не стоит упускать из виду. Официальные сервис–центры, расположенные в красивых зданиях, порой вызывают у автомобилистов гораздо больше раздражения, чем «гаражные мастерские». ГосСТО не любят за немотивированные порой цены, высокомерие. А в частной, главное — и быстро, и нередко очень даже качественно!


А стремление работать на своей земле, в своем доме... Если оно законно, то, как мне кажется, его надо всячески поощрять. Владельцы незарегистрированных мастерских, с которыми доводилось говорить на тему «легализации», о желании власти помочь, упростить этот процесс, скромно умалчивают. Но не потому ли и прячутся за заборами?


...Сейчас около дома–трансформера пустынно: СТО не работает. С виду коттедж действительно трудно отличить от обычного. Разве только окошки–бойницы могут вызвать подозрение. Хотя мало ли какие у хозяина причуды...


Пройдясь по поселку, я насчитал несколько таких же по меньшей мере «странных» дворов. Постройки явно нежилые, используются не под хозяйственные нужды. Скорее, они похожи на склады, на мастерские. В интернете на специализированных сайтах можно найти объявления, в которых предлагают купить в Озерце готовый бизнес. Так и написано: «Продаю СТО в частном доме».


Похожая ситуация, впрочем, и во многих других населенных пунктах. «Такой же коттедж–мастерская есть в Щемыслицах, — подтверждает председатель Щемыслицкого сельисполкома Вячеслав Латышевич. — Но что я могу с ним сделать? Проинформировал милицию. Это их сфера».


Конкретные наработки по домам–трансформерам есть и у прокуратуры. Пока же специалисты ждут решения суда: подали иск об изъятии земельного участка, использовавшегося не по целевому назначению. Если иск будет удовлетворен, коттедж, скорее всего, снесут. А это уже — прецедент.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter