За точкой насыщения

После январской популярности ожидается спад продаж непродовольственных товаров

Беларуси грешно пенять на рост розничного товарооборота — в 2008 году он составил 50,915 трлн. рублей и по сравнению с 2007 годом увеличился на 20,5 %. Однако все показатели года минувшего, пожалуй, меркнут на фоне яркой вспышки потребительского спроса, случившейся в самом начале января. По предварительным оценкам, за первую декаду отечественной торговле с лихвой удалось перекрыть результаты двух месяцев работы. Продавцы ликуют, но есть в этом и грустные нотки: вскоре непременно последует затяжной спад. По крайней мере, на товары длительного потребления. И большой вопрос, смогут ли пережить этот бессрочный «мертвый» сезон отдельные продавцы и поставщики…

Уже к началу второй декады января стало понятно, что потребительская паника пошла по нисходящей. Фактически набег на магазины продолжался с 3-го по 11 декабря, после чего поведенческая модель граждан изменилась и больше стала напоминать жизнь в кризисных условиях. Ощущая угрозу своим финансам, белорусы предпочли бездумным тратам денег скупку валюты. И такое решение незамедлительно сказалось на рознице: первыми неудобства почувствовали именно импортеры, которым девальвация белорусского рубля автоматически взвинтила ценник на 20 %. Все бы ничего, но на фоне удешевления товаров белорусских производителей, которым перед самым Новым годом разрешили реализацию товаров даже ниже себестоимости, позиции импортных торговых марок выглядят крайне невыгодными.

Специалисты считают, что в первую очередь падение спроса отразится на секторе дорогих товаров. Руководитель группы компаний «Интеллект» Сергей Варивода поясняет: «В тяжелые времена люди становятся прижимистыми. Они, если можно так выразиться, предпочитают тратить деньги лишь на повседневные нужды, а излишки приберегать на черный день. В итоге покупки товаров, не относящихся к категории первой необходимости, откладываются. Единственное, в чем не стоит сомневаться,  это в том, что люди будут продолжать есть». Это значит, что производителей, продавцов и импортеров продуктов питания падение спроса коснется в меньшей степени. Правда, сокращение потребительской активности из-за замедления роста доходов переместит спрос с деликатесов на базовые продукты.

После январской популярности непродовольственных товаров здесь ожидают существенного падения продаж. В этом сегменте серьезно портит жизнь продавцам и сокращение потребитель-ского кредитования. Операторы непродовольственной розницы уже почувствовали падение спроса. «По нашим прогнозам, в ближайшее время будет наблюдаться вполне ожидаемый спад покупательской активности на рынке сотовых телефонов, — говорит управляющий белорусского филиала компании «Евросеть» Елена Чурсина. — В связи с этим компания разработала ряд антикризисных мер. Прежде всего, это ставка на продажу бюджетных моделей, привлечение покупателей в наши салоны большим количеством акций, которые в «Евросети» будут проходить на протяжении всего года. Параллельно мы проведем анализ продаж и покупательской активности во всех салонах: нерентабельные магазины будут закрываться и переноситься в другие места». Импортер планирует минимизировать затратную часть. Например, добиваться снижения арендных ставок. По прогнозам специалистов компании, разработанный план антикризисных мер позволит удержать сокращение продаж в нынешнем году в пределах 15—20 % к уровню 2008 года, что меньше общего падения рынка.

Конечно, как пояснили в одной из компаний — импортеров бытовой техники, покупателей не оставят без товаров — поставки будут происходить с той же периодичностью, что и ранее, но вот ассортиментный перечень может быть серьезно пересмотрен. На полках будут выставляться лишь стопроцентно-продаваемые модели, чтобы не держать излишки на складе и не замораживать оборотные средства. Иными словами, прежнего разнообразия не будет… В этом смысле импортеры опасаются, что их серьезно потеснит «серый рынок» и интернет-торговля. Такому развитию событий способствует практически полная остановка потребительского кредитования, которое раньше стимулировало покупки официально ввезенной и сертифицированной бытовой техники.

Теоретически меньшие угрозы таит в себе кризис для импортеров продукции, относящейся  к товарам спроса повседневного. К примеру, поставщики кофе и чая на первый взгляд оказываются защищены куда больше, нежели те, кто завозит в страну мебель или бытовую технику.

Ведь если семья купит холодильник, то следующий понадобится лет через 10—15, а чай пьют каждый день, и запасы заварки пополнять надо регулярно. Однако и в сегменте потребительских товаров не все так просто. Как отмечает руководитель компании УП «БелИмпра» господин Джаянта, сейчас у большинства импортеров более серьезные проблемы из-за рефинансирования текущих долгов, усугубляемых снижением курса рубля. В итоге компаниям стало трудно расплачиваться за поставки и делать предоплату.

Число компаний-импортеров в Беларуси, скорее всего, будет сокращаться. Мелким фирмам с небольшими оборотами, а также неэффективным поставщикам с высокой закредитованностью будет сложнее всего выжить в нынешнем году. Возможно, они попытаются консолидироваться с более крупными и стабильными в финансовом плане компаниями. Но больше других пострадают те компании, которые вели агрессивную ценовую политику, ориентируясь не на высокие прибыли, а на захват максимальной доли рынка. Их стремительный рост в основном поддерживался либо кредитами поставщиков, либо банковскими ссудами. Но покупатель все равно окажется в выигрыше — происходит процесс оздоровления потребительского рынка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter