Именитый витебчанин Герой Соцтруда Геннадий Рамченко — о том, что нас всех объединяет

За свою землю

День народного единства необходим Беларуси. А сплотить всех способны две вещи — здоровый рабочий настрой и желание для своей страны лучшего на деле, а не на словах. Вот такая простая философия, пожалуй, самого известного мелиоратора Беларуси Геннадия Рамченко, который титаническим трудом поднимал Советский Союз и за свою преданность делу в 29 лет был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Недавно витебчанин отметил 85‑летие.

По личному счету

Геннадий Рамченко родом из деревни Королево Витебского района. Второй ребенок в многодетной крестьянской семье, где, кроме него, было еще трое сыновей. Самого младшего мама родила в землянке, вспоминает Геннадий Евгеньевич:

— В лес, как и многих других, нас загнала война. Когда фашисты поджигали наш дом, мы спрятались в погребе. Дальше сбежали в лес. Судьба односельчан была трагична: большинство из них гитлеровцы расстреляли…

Семье Рамченко повезло выжить и после того, как зимой 1942 года оккупанты, заметив небольшой дымок из землянки, отправили их в концлагерь 5‑й полк под Витебском. Холодные, забитые под завязку бараки, пустая лагерная баланда, отчаяние и смерть вокруг… Такое невозможно забыть, вздыхает бывший малолетний узник:

— Как и настоящую доброту. Осенью 1942‑го фашисты завезли нас в Бешенковичский район, в деревню Пугачки, высадив, считай, в чистом поле. Мама схватилась за голову: кто даст приют сразу пятерым?

Но к семье подошла местная жительница, тоже мать четверых сыновей — не смогла закрыть глаза на чужую беду. Вместе, поддерживая друг друга, эти сильные женщины встретили день освобождения. Я ребенок войны, продолжает Геннадий Рамченко:
— Так что к фашистам и их приспешникам у меня свой личный справедливый счет. Не могу и не хочу спокойно смотреть, как эта гидра снова поднимает голову. На мировом уровне сейчас нужно громко заявлять: «Помогите защитить мир от нацизма, фашизма!» Очень верны слова нашего ­Президента о том, что у тех, кто позабыл историю, нет будущего.

С горячим сердцем

За плечами Геннадия Евгеньевича — 17 лет работы машинистом экскаватора, почти 2 тысячи километров проложенного дренажа, около 6 тысяч отвоеванных для народного хозяйства гектаров. Есть у витебчанина и орден Ленина, и орден Трудовой славы, золотая и серебряная медали Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства… Но суть не в наградах, говорит Рамченко:

— Вот как однажды Александр ­Лукашенко сказал, что президентом нужно родиться, и каждый день подтверждает это своими поступками. А я — прирожденный мелиоратор. Готов был заниматься любимым делом 24 часа в сутки и всегда чувствовал ответственность за свою землю, за ее будущие урожаи.
Витебчанин хотел бы, чтобы каждый из Героев Соцтруда поделился собственным опытом. Такие ориентиры нужны, особенно в нынешнее непростое время. Поколениям, которые сегодня имеют все, не помешает знать, в каких условиях трудились Геннадий Рамченко и такие, как он. Без кондиционеров и гидравлики, без умных механизмов, но с горячим сердцем. Не просто зарабатывали — восстанавливали опаленную войной страну!
— Кто такой Герой Соцтруда? Задай этот вопрос на улице — и многие пожмут плечами, — рассуждает Геннадий Евгеньевич. — А ведь это человек, который не одним днем, а годами совершал трудовой подвиг. Перед тем как получить звезду, я долго был лучшим не только в Беларуси — во всем Союзе. 
Мои родные братья, кстати, тоже были мелиораторами-ударниками. Осушая нашпигованную после Великой Отечественной снарядами и минами землю, все мы рисковали каждый день и час…
Однажды ранней весной Геннадий Рамченко единственный решился перегнать мелиоративную технику по льду на противоположный берег реки Каспли в Сураже. И ушел под воду прямо на экскаваторе. Выскочить успел. И почти сразу нырнул назад, решив зацепить трос, чтобы спасти машину. Фактически с того света его вытащили товарищи и стоявшая неподалеку на остановке медсестричка. Но надежды начать посевную вовремя Рамченко не оставил. Как сам говорит, нарушил все запреты. В полночь переправил по деревянному мосту (пропускная нагрузка которого была не больше пяти тонн) 11‑тонный экскаватор и другую технику. Вскоре механизаторы начали посевную, а через неделю коммуниста Рамченко забрали прямо с поля... Разгоревшийся скандал потушил сам Петр Машеров, лично вступившийся за молодого, болевшего за общее дело земляка.

naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter