За свой счет

Черное и белое минского «Торпедо»

Черное и белое минского «Торпедо»


Славные страницы торпедовской истории нынче перевернуты. Сегодня стадион «Торпедо» принадлежит городу, а не автозаводу. Футбольной команды при МАЗе нет уже пару лет. Но торпедовский брэнд по–прежнему жив. Умереть ему не дает группа активистов, чьи сердца всецело принадлежат «Торпедо»...


Имя не продается


Мало кто знает, но и сегодня в Минске существует команда с названием «Торпедо–МАЗ». Отношения к заводу этот коллектив не имеет никакого, хотя очень того желал бы. Играет нынешнее «Торпедо» на любительском уровне — в чемпионате и Кубке города. Правда, в прошлом сезоне команда пробилась в Кубок Беларуси. 12 июля ей предстоит дебют на республиканском уровне — матч 1/32 финала против одного из лидеров второй лиги «Руденска».


Помните, не так давно болельщики «Манчестер Юнайтед», недовольные продажей клуба американскому владельцу, скинулись, создали и по сей день спонсируют команду «Юнайтед оф Манчестер», которая выступает в одном из низших дивизионов чемпионата Англии. Об этой акции болельщиков «МЮ» знает весь футбольный мир. А о том, что самые преданные поклонники «Торпедо» вот уже два года на личные средства содержат команду, знают, пожалуй, только они и сама команда.


— После того как «Торпедо–СКА» развалилось, мы с ребятами решили взять название «Торпедо–МАЗ» и выступать хотя бы на любительском уровне, чтобы этот брэнд продолжал существовать, — вспоминает главный тренер «Торпедо–МАЗ» Анатолий Фомин. — Команда в основном состоит из игроков 1988 и 1990 годов рождения. Это те ребята, которые занимались в торпедовской футбольной школе, но не смогли заиграть на более высоком уровне. Тренируемся мы шесть раз в неделю на поле в парке 900–летия Минска. Но скоро будем вынуждены оттуда уйти: там начата стройка «Чижовка–Арены». Придется искать другое пристанище. Обычно тренировки начинаются в 19 часов. Ребята приходят после работы, учебы. Не подумайте, что жалуюсь, но домой я возвращаюсь в десять вечера. Я очень благодарен жене и детям, что они меня понимают.


— То есть для всех игроков футбол — это всего лишь хобби? Деньги они не получают за выступления?


— Конечно, нет. Более того, иногда приходится тратить на команду свои деньги.


— И вы тоже не имеете ни копейки за свой тренерский труд?


— Нет.


— Зачем же тогда вам и ребятам это надо?


— Я пять лет работал в школе «Торпедо». Она стала для меня родной, а родное не бросают. Сейчас тружусь в другом месте, но «Торпедо» не забыл. А ребята... они просто любят футбол и «черно–белый» брэнд. Пускай звучит пафосно, но это правда.


— Предположу, что в этой команде вы и тренер, и менеджер, и организатор.


— Почти. Всем занимаемся я и инициативная группа болельщиков, их костяк. Тренерский штаб состоит из меня одного.


— А сколько сейчас у команды поклонников?


— 350 — 400 человек. Школьники, студенты. Возраст в основном до 25 лет. Но костяк состоит из мужчин 30 лет и чуть старше.


— И все же за счет чего или кого существует команда?


— На деньги болельщиков и нас самих. Поклонники покупают нам форму, тренировочный инвентарь, платят взносы для участия в соревнованиях. Немного помогает и МАЗ. Завод бесплатно предоставляет нам транспорт. Председатель спортивного клуба МАЗа Сергей Шульган очень хорошо относится к нашей команде, старается делать все, что в его силах, он–то и договаривается об автобусе с руководством завода. Но от МАЗа мы все же ожидаем куда более существенной помощи, ведь пытаемся сохранить их брэнд. Только вот похоже, что нам это надо больше, чем им.


— Неужели завод не может найти денег даже для заявки во вторую лигу? Это ведь сравнительно копейки.


— Мы несколько раз обращались к руководству МАЗа, приходили на прием к замам генерального директора, но на заводе, по большому счету, ни команда, ни футбольная школа не нужны. Это им как обуза. «Торпедо» будет вынуждено играть на любительском уровне, пока МАЗ не начнет спонсировать команду. Давайте анализировать. Чтобы играть во второй лиге, мне как тренеру необходимо иметь в команде несколько опытных игроков. Опыт — неоценимая штука, особенно в психологическом плане. Если приглашать людей, им надо платить. Если им платить, то надо платить и своим. Взнос в чемпионат второй лиги гораздо выше, чем в любительские турниры. То есть даже на вторую лигу нам нужен будет годовой бюджет где–то 300 — 350 миллионов рублей. И эта сумма вырисовывается, если все считать по самому минимуму. Откуда же нам взять такие деньги?


— Но если завод не хочет, существуют ведь меценаты, спонсоры. Вы к ним обращались?


— Конечно. За прошедшие три года у нас было порядка 12 контактов с частными спонсорами. И всегда они ставили условие — изменение названия. С «Торпедо–МАЗ» работать никто не хочет.


— Да бог с ним с названием, сменили бы и играли бы на более высоком уровне. Чего же вы не соглашаетесь?


— Не забывайте, ради чего мы все это затеяли. Мы хотим быть именно «Торпедо». После выигрыша Кубка Минска в прошлом году ко мне подходили люди, у которых была возможность нас проспонсировать и заявить на более высокий уровень. Правда, они предлагали нам переквалифицироваться в мини–футбол. Но название должно было быть спонсорское. Я переговорил с костяком команды, и мы вместе приняли решение отказаться, хотя условия и перспективы нам предлагали действительно хорошие. Но мы — торпедовцы, и точка!


— Где вы проводите домашние матчи?


— Где придется. В своем большинстве на стадионе «Камвольщик».


— А насколько тяжело найти арену?


— Учитывая, что мы стараемся найти стадион за «спасибо», трудно. И я очень признателен тем, кто нам не отказывает.


— На каком стадионе вы будете проводить матч Кубка страны против «Руденска»?


— Есть пару вариантов. Конечно же, мы мечтали провести эту встречу на «Торпедо». Но, к огромному сожалению, это нереально. На нем 13 июля стартует чемпионат Европы среди девушек до 19 лет, а регламент УЕФА запрещает проводить какие–либо другие матчи на стадионе накануне турнира. Кстати, если не удастся договориться о предоставлении нам стадиона на безвозмездной основе, болельщики уже предупредили нас, что готовы полностью оплатить аренду поля.


— Как думаете, а вообще, стадион «Торпедо» заводу и команде реально вернуть?


— Если будет команда на высоком уровне, то управление спорта Мингорисполкома наверняка решит этот вопрос. Тем более, знаю, «Минск» собирается строить свою базу и свой стадион.


Уровень и возможности


Председатель спортивного клуба МАЗа Сергей Шульган основной загвоздкой возвращения команды в чемпионат Беларуси считает отсутствие у завода собственного стадиона. «Если бы стадион принадлежал МАЗу, команда наверняка бы уже играла в чемпионате Беларуси. Сегодня руководство завода делает очень многое для развития спорта. Надеюсь, что в самом ближайшем времени дойдет и до футбольной команды. Поверьте, каждый рабочий на заводе мечтает снова иметь возможность приходить на стадион и болеть за свой клуб. Вообще, то, что делают Фомин, его футболисты и болельщики, заслуживает огромного уважения. Для меня их команда — самое настоящее «Торпедо», которое, надеюсь, благодаря заводу станет профессиональным клубом и доберется до высшей лиги чемпионата страны...»


Для болельщиков «Торпедо» не столь важно, на каком уровне выступает команда. Главное дня них, что она просто существует. «Понимаете, в Европе, где культура боления не в пример выше, чем в Беларуси, все поддерживают именно брэнд, — говорит представитель инициативной группы болельщиков «Торпедо–МАЗ» Максим. — Игроки, тренеры приходят и уходят, а название клуба остается. Поэтому нам не важно: играет «Торпедо» в любительском первенстве или в высшей лиге. Конечно, любой болельщик желает своей команде максимально высоких результатов. Я просто веду к тому, что мы одинаково будем любить наше «Торпедо», несмотря на лигу, в которой оно выступает». Нынешняя неделя обещает быть горячей для Максима и его сподвижников. К кубковому матчу против «Руденска» они за свои деньги готовят программки, афиши, которые потом надо будет расклеить по всему городу. Работа кипит...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter