Благодаря кому сохраняется история агрогородка Огаревичи

За старинный дом колхозники голосовали спичками

Старосветская усадьба в агрогородке Огаревичи Ганцевичского района четырежды выставлялась на торги в течение нескольких лет. Цена стартовала с 161 тысячи рублей, постепенно понижаясь, пока не достигла 37 рублей. После этого на электронной площадке «БУТБ-Имущество» появилось сразу десять претендентов. Борьба за «маёнтак» на недавних торгах шла нешуточная: на протяжении двух с половиной часов цена повышалась около 2,8 тысячи раз. Приобрела столетний панский дом и прилегающую землю с некоторыми сохранившимися хозпостройками предприниматель из Минска Екатерина Одинец, которая вместе с подругой намерена заняться здесь агротуризмом.


Почему все-таки боролась до конца за право владеть бывшим панским имением, несмотря на такую конкуренцию, новая хозяйка объясняет чувством воодушевления, которое возникло с момента первого посещения этих мест:

— Знаете, как бывает: видишь и понимаешь, что это твое. Что-то в ней осталось волшебное с тех далеких времен.

И в самом деле особняк, по свидетельству историков и знатоков белорусских усадеб, имеет необычную и довольно редкую для дворянских резиденций форму: здание небольшое, г-образное в плане, одноэтажное с высокой крышей. К восточному фасаду пристроена полуротонда, служащая зимним садом. На парадном фасаде расположено крыльцо на четырех колоннах. Ступеньки короткого бокового объема имеют две колонны. Сохранилось крепкое, на цоколе, с высокими фронтонами здание амбара. Выделяется контрастным сочетанием красных кирпичных стен с побеленными карнизами, наличниками, лопатками, квадратными нишами в рамах. Над окном фронтона, обрисованного зубчатым поясом, выложена дата постройки — 1911 год. В это время построена конюшня, на главном фасаде которой три дверных проема были выделены тамбурами на двух столбах, завершенных треугольными фронтонами.

Галина Куликовская
Проходя по анфиладе комнат, легко можно представить бывшие интерьеры. Екатерина Одинец специально разыскала в местном музее фотографии последних хозяев, собирается найти и вернуть на родину висевшие когда-то там три картины: в роду Свежинских была художница Ирэна Фусек-Фарасевич. Можно услышать девичье пение, шум цветущей липовой аллеи, вдохнуть ее пьянящий аромат в июньские дни, вообразить тихое домашнее чаепитие в летний вечер или посиделки у камина при завывании зимней вьюги, прикоснуться к ползущему по окружности полуротонды дикому винограду. 

Бабуля жительницы Огаревичей Галины Куликовской работала у панов «пакаёўкай» и много рассказывала о размеренной жизни бывших хозяев. 

Владельцы фольварка Свижинские-Опацкие занимались сельским хозяйством. В западной части усадьбы размещался большой хозяйственный двор. В 1939 году он включал 12 зданий для содержания скота и складирования кормов. Здесь имелось семь коровников, две конюшни, свинарник, амбар, гумно, сарай, ледник, склеп-сыроварня. В имении работали смолокуренный и кирпичный (с печью на 35 тысяч штук кирпича) заводы, две молотилки, нефтедвигатель.

— Бабушка Вера всегда отзывалась о них с благодарностью: пани Марыся наемных работников не обижала, щедро платила за труд, на Новый год устраивала для деревенской детворы утренники с елкой и подарками, — вспоминает Галина Михайловна. — Так случилось, что и она 26 лет проработала в усадьбе в качестве заведующей и уборщицы гостиницы, а затем туристического комплекса, созданного на базе усадьбы колхозом имени Кирова, и хорошо знает историю имения. Я выросла в соседней деревне. Мы, девчонки, бегали на свидание в липовую аллею, сейчас не сохранившуюся, купались в пруду водной системы, созданной бывшими владельцами. Вначале, после освобождения Западной Белоруссии, здесь размещались квартиры местных жителей. Потом их переселили в новое жилье, и дом долгое время пустовал. Стоял с разбитыми окнами и протекающей крышей в самом центре Огаревичей. Наконец, председатель Михаил Михайлович Кунцевич на общем колхозном собрании держал совет: сносить историческую постройку или отремонтировать. Достал спички и начал голосование. Люди решили восстановить здание. 

Основное родовое гнездо Свежинских — в пинской деревне Староселье. Также им принадлежал «маёнтак» в Почапово. Усадьбу в Огаревичах приобрел Петр Свежинский, помог разобраться с генеалогией главный хранитель фондов Ганцевичского краеведческого музея Виталий Герасименя:

— Примерно в 1907 году он женился на Марии Олевиньской. В 1908-м у них родилась дочь Ирэна, получившая прекрасное образование в Кракове, создавшая в Польше оперу, а впоследствии ставшая художницей. Свою жизнь она закончила в Великобритании. После смерти первого мужа Мария вышла замуж во второй раз и родила дочь Марию. Но и с Тараевичем брак не сложился: он не любил деревенский быт и пропадал в городе. После развода судьбу связала с помещиком Опацким и родила от него сына Бронислава.

Ирэна Фусек-Фарасевич.

В 1939 году ее выслали в Сибирь, старшая Ирэна смогла выехать во Львов, потом в Польшу, а младших детей сберегла бабушка. Хотя местные жители утверждают, что их спрятала одна из служанок и селяне. Мария после войны сумела уехать в Англию, а вот как сложилась судьба Броника, никто не знает. 

— Рассказывали, что после войны он приезжал к своей девушке в Огаревичи, может быть, даже остался под ее фамилией жить в какой-то из деревень, — делится здешней легендой Галина Михайловна. — Ключи от гостиницы, в которую превратился усадебный дом, я получила в 1994 году. 

Осенью 1994-го Огаревичи приняли первые конные соревнования, на которые съехались спортсмены из многих республик бывшего Союза: здесь по инициативе председателя Михаила Кунцевича была создана конная спортивная школа. 

При Галине Куликовской в панском доме побывали многие высокопоставленные гости. В середине 90-х приезжал премьер-министр. Он заранее заказал, чтобы приготовили в печи украинский борщ. 


— Я убирала комнаты к его приезду и не успевала печь растопить, сварила борщ на электроплите. Видела, как охотники вынимают и кладут в суп обожженные головешки для дымного аромата, разожгла печь, вынула березовую головешку, помыла — и в чугунок. Чигирь хвалил борщ и после ходил на кухню смотреть, как готовится еда, — улыбается Галина Михайловна. 

Случалось, заведующая оставалась здесь ночевать:

— Сторож наш меня спрашивал: «Михайловна, как ты не боишься? Я часто слышу по ночам в доме чьи-то шаги». Но я думала, что плохого мне привидение ничего не сделает, потому что и я, и моя родня ничего плохого Свежинским не желали.

В 90-х в здании амбара хозяйство планировало запустить производство пива с последующим разливом, под названием «Пані Апацкая» или «Пан Апацкi». Закупили все необходимое, даже распечатали первую партию этикеток и попробовали сваренный хмельной напиток. Но что-то пошло не так, оборудование распродали. Стены здания из красного кирпича до сих пор привлекают взгляды приезжих. Побывали в родовом имении и наследники Свежинских, поведавшие судьбу своих родственников.


Позже хозяйству стало невыгодно содержать гостиницу. С февраля 2020 года Галина Куликовская трудится оператором машинного доения в современном комплексе в деревне Колония СХФ «БН-АгроБрест» РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт»:

— Спрашивают, где работаю. Отвечаю, что в МТК «Колония», и все удивленно поднимают глаза. 

Пойдет ли на работу к новой хозяйке?

— Пока не зовет. Но уже общалась с ней, рассказала историю дома. Чтобы она ее теперь хранила. 

В ТЕМУ 

В Национальном художественном музее Республики Беларусь начала работать выставка «Станислав Жуковский: точка притяжения — усадьба». Изысканный живописец, уроженец Гродненщины, автор лиричных, с легким привкусом ностальгии пейзажей и интерьеров, он один из немногих художников рубежа прошлого века, работавших с темой усадьбы. Усадебные пейзажи, но еще более интерьеры стали его визитной карточкой.

Выставка погружает в атмосферу усадебной жизни начала ХХ столетия с ее неспешными буднями, тесной связью с природой не только благодаря виртуозной живописи Станислава Жуковского, но и за счет инсталляций из мебели, часов, фарфора, скульптуры и других предметов усадебного быта. Предметы с картин «выходят» в пространство, создавая ощущение присутствия. 

В экспозиции, кроме картин Станислава Жуковского, представлены работы художников его окружения — произведения Исаака Левитана, у которого Жуковский учился, и друзей художника — Витольда Бялыницкого-Бирули, Александра Моравова, Константина Коровина и других. 

klimovich@sb.by

Фото с сайта источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter