О литературных фонарях

За спиной у Гоголя

О литературных фонарях

Когда в моем деревенском цветнике лежал один камень, он был центром цветущей вселенной в пределах участка. Теперь камней много. Я то и дело их перекатываю, пытаясь пробудить дремлющий дизайнерский талант. Безуспешно. Композиция глаз вроде бы и радует, но альпийской горкой ее не назовешь. Непрофессионально. Специалист поставил бы невысокую оценку. Но участок — мой. Впечатления — мои. И ошибки прощаются. Другое дело — общественное место, городская среда, где просчеты видят все. Я о так называемых литературных фонарях, которые в конце июля появились на брестской улице Гоголя...


Идея поставить на Гоголя фонари — эпизоды из произведений писателя, на мой взгляд, замечательная. Но узнать об эстетических вкусах писателя никто почему–то не удосужился. Инициаторы фонарной аллеи то ли Гоголя не всего прочитали, то ли доверились пафосному вкусу спонсоров.


С гоголевскими фонарями–персонажами — носом, чертом, тройкой лошадей, молящимся Фомой — соседствуют швейная машинка, корабль, скрипичный ключ и всякая прочая корпоративная атрибутика порой трудновыговариваемых ОАО, ОДО и прочих денежных товарищей.


— Что за крыши, какой забор! — мог воскликнуть гоголевский Вакула–кузнец, глядя на черта, рвущегося к фонарю–луне. — Боже ты мой, какая работа! Тут одного железа миллионов на пятьдесят пошло!


Жадная Коробочка и скупой Плюшкин ужаснулись бы от таких трат. Но для инвесторов именной фонарь стал долговечной рекламой.


Самое малопонятное с точки зрения эстетики — звезда на тротуаре у каждого фонаря, сделанная по образу и подобию... центрального входа в Брестскую крепость. Там — название фирмы, оплатившей фонарь. Нескромно. Безвкусно. Потому шуточное предложение переименовать улицу Гоголя в бульвар Тщеславия даже не вызывает улыбки. Ну есть же основания!


Очевидно, что нет цельности композиции. И часть фонарей хозяевам стоило бы забрать к своим офисам. Пусть фонарей будет меньше, но каждый — с гоголевским словом, юмором и мистическими мотивами. Не стоило смешивать литературную тему, производственную и рекламную. Интересно, как городской художественный совет мог одобрить подобный проект?


Впрочем, если не спорить о вкусах и рассуждать с позиции «может, так и надо?», улица Гоголя действительно преобразилась. Стала оживленной. На каждый фонарь можно смело залезть (мастера предусмотрели, что так будет, и сделали детали крепкими), сделать фото на память. Многим нравится фонарное разнообразие. Глядишь, дети, фотографируясь на аватарки у тройки лошадей с надписью «Какой русский не любит быстрой езды», проявят интерес и к самому произведению «Мертвые души».


Сразу же после ввода в эксплуатацию фонари передали на баланс предприятия «Брестгорсвет». Там гордятся, что скоро Брест за световое оформление можно будет называть «городом света». Действительно, фонари — уже неотъемлемая часть Бреста. На Советской их зажигает фонарщик. На улице Фомина — целый сквер со старыми фонарями. Брестский мастер ковки Александр Чумаков, безусловно, талант. Но вписать его произведения в городскую жизнь не всегда получается удачно.


Потому инициаторам идеи «город света» тоже стоит почитать Гоголя — его статью «Об архитектуре нынешнего времени». Там не только о новых зданиях, которые, как и два века назад, редко «останавливают изумленный глаз величеством рисунка», но и о композиционной красоте городского пространства в целом. «Гибнет вкус человека в ничтожном и временном», — писал Гоголь. Вздыхаешь и понимаешь: прав писатель.


А я вторю сотням, тысячам брестчан: в городе очень мало белорусских мотивов. Очень хочется, чтобы любой турист, попадая в Брест, проникался нашей, белорусской атмосферой.


Потому... даешь аллею действительно литературных фонарей с национальными персонажами. Благодаря которым могут стать светлее и роднее улицы Адама Мицкевича, Янки Купалы, Владимира Колесника...

 

Советская Белоруссия №159 (24296). Вторник, 27 августа 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter