За ширмой новостей

О немце Вольфганге Пихлере в российском биатлоне долгие годы отзывались не иначе как о враге...

Враг у ворот


О немце Вольфганге Пихлере в российском биатлоне долгие годы отзывались не иначе как о враге. Тем неожиданнее пришедшее на неделе известие о назначении 56–летнего тренера сборной Швеции наставником российских биатлонисток. Исполнительный директор СБР Сергей Кущенко уже успел отозваться о немце в самых восторженных тонах: «Я могу подтвердить, что следующие три года он будет работать с женской сборной России. Вопрос был заранее согласован в различных инстанциях, так что серьезных препятствий тому, чтобы этот тренер возглавил женскую сборную, я не вижу. Договориться со шведской федерацией, имеющей контракт с Пихлером, было непросто. Но и с этим вопросом мы разобрались. Платить неустойку не пришлось — сработали доброе имя Пихлера и некоторые нюансы контракта со шведами». Такое чувство, будто и не было скандальных заявлений Вольфганга Пихлера о российской сборной, но ведь на самом деле они были...


Пихлер неоднократно обвинял россиян в систематическом употреблении допинга. В 2009 году после допинг–скандала в сборной России немец потребовал отстранения россиян от международных соревнований. Злые языки поговаривают, что именно за эти «подвиги» в том же году немец получил премию Biathlon Award в номинации «Лучший тренер». В прошлом сезоне Пихлер вроде как поутих, но сейчас стала достоянием гласности запись в его личном блоге: «Я даже не сомневаюсь в том, что те представители России, которые выступали на чемпионате мира–2011, чисты. В этом нетрудно убедиться, если посмотреть на их время прохождения дистанции. Если бы я их встретил, обязательно бы поинтересовался: «Ну и куда же делась ваша скорость?» Это касается Слепцовой и остальных. Где их прекрасная форма? Куда она подевалась после того, как разгорелся допинг–скандал? Они ее потеряли?»


Нелишне напомнить, что пост старшего тренера женской сборной России стал вакантным еще на чемпионате мира в Ханты–Мансийске. Известный специалист Анатолий Хованцев, занимавший эту должность в сезоне–2010/11, был уволен прямо по ходу женской эстафеты, когда стало ясно, что российские девушки в очередной раз «застрелились» и не имеют шансов даже на попадание в пятерку лучших.


Шведская пресса уже назвала предложение Пихлеру от СБР не иначе как «супер». Известно, что Пихлеру будут платить в России очень даже неплохие деньги. Точная сумма не называется, но, по неофициальной информации, она составит никак не меньше миллиона евро в год. В сборной Швеции, если верить местным СМИ, его жалованье в два раза меньше.


Резюме: Пихлеру — пихлерово. Немец, тренерская карьера которого в силу возраста заканчивается, банально купился на щедрое предложение Союза биатлонистов России, который, как известно, возглавляет удалой олигарх Прохоров. А вот зачем понадобился немецкий специалист славному российскому биатлону? Неужели ставки на Олимпиаду в Сочи столь высоки, что можно позабыть о патриотизме, собственной системе воспитания талантов, традициях, авторитете, уважении? Триумф–2014 пока только в ожиданиях, а вот удар под дых самосознания российский биатлон уже получил.


Помни имя свое


В Москве, как и положено, с помпой проходит чемпионат мира по фигурному катанию. Российская столица стала местом проведения соревнований после землетрясения в Японии: Токио не смог принять фигуристов. Однако было бы удивительным, если бы россияне обошлись при организации без традиционного размаха. «Мегаспорт–арена», премьер–министр Путин на открытии, vip с больших и малых букв в ложах, весь бомонд фигурного катания у бортиков.


Уже разыграны первые медали. У мужчин «золото» досталось канадцу Патрику Чану, «серебро» у японца Такахиро Кодзуки, а вот «бронза» во многом неожиданно досталась 17–летнему питерцу Артуру Гачинскому, которому на радостях многие запророчили славу Плющенко. Чемпионами в состязании спортивных пар стали немцы Алена Савченко и Робин Шолковы. Бронзовые медали достались китайской паре, прошлогодним чемпионам Пан Цин и Тун Цзянь. А вот «серебро» — его получил новообразованный российский дуэт Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Оцениваешь это достижение и думаешь, как же тесен мир, как много в нем переплетено...


В день печальной памяти землетрясения Татьяна и Максим ехали по Японии на поезде. Связь с ними прервалась на несколько часов, и некоторые даже успели заволноваться. Помнится, именно тогда журналисты связались с их тренером, а у меня в память врезалась фамилия Мозер, Нина Мозер. Не родственница ли она легендарного капитана, а впоследствии тренера минского футбольного «Динамо» Ивана Мозера?


И вот сейчас в Москве Нина Мозер успела дать интервью, в котором рассказала историю своей семьи: «Мой папа из закарпатского города Мукачево. Они с братом в детстве были очень спортивными. Мой папа был 27–кратным чемпионом СССР в одиночном, парном и смешанном разряде. И когда недавно открывали теннисный турнир, то один из папиных друзей подошел ко мне и сказал: «Твой отец деревянной ракеткой обыгрывал шведов». Для меня это была не просто похвала. Папа был в команде вместе с Анной Дмитриевой, Александром Метревели. Участвовал в Кубке Дэвиса. А дядя Иван стал известным футболистом. Играл за московский «Спартак», «Динамо» Москвы и Минска. Иван Мозер был участником Олимпийских игр 1956 года в Мельбурне, где советские футболисты завоевали золотые медали. Но Международный олимпийский комитет вручил тогда награды только 11 футболистам, которые играли в финале. И лишь спустя 50 лет МОК признал всех игроков той сборной чемпионами. Правда, случилось это в год смерти дяди. Никита Симонян на могиле так и сказал: «Вот, Иван, ты и дождался своей награды». Золотую медаль передали моей сестре. И теперь она постоянно твердит, что на этом список достижений не должен закончиться. Дух максимализма в нашей семье неистребим. Наверное, это спортивные гены».


Резюме: фигурное катание близко к Советскому Союзу, как никакой другой вид спорта. Такого переплетения человеческих судеб и отношений не встретишь больше нигде. Вот Татьяна Волосожар считается нынче одной из главных надежд российской сборной на Олимпиаде в Сочи, а ведь еще год назад она представляла на соревнованиях Украину. Или возьмем нас. Мы прекрасно помним, что Татьяна Навка выступала на двух Олимпиадах за Беларусь, однако олимпийской чемпионкой эта уроженка Днепропетровска стала будучи россиянкой. Куда больше своей нам следовало бы считать родившуюся в Минске Наталью Мишкутенок, но победительница Игр в Альбервилле когда–то давным–давно уехала в Ленинград, а сейчас перебралась в Техас и, самое главное, не выступает в ледовых шоу. Может, оттого–то мы многое и забываем? Время какое–то нынче странное.


Крылья подрезали


Эти две новости прилетели друг за другом. Сперва донецкий клуб с «оригинальным» названием «Донбасс» отвоевал у киевского «Сокола» титул сильнейшей хоккейной команды Украины, а затем сам «Сокол» отказался участвовать в Открытом чемпионате Беларуси следующего сезона. Кто–то скажет: ну вот и все. Спел «Сокол» свою соколиную песню до конца, как всякая птица, не долетел до середины Днепра, устал, выдохся, зачах. Прав будет абсолютно. Федерация хоккея нашей страны не раз и не два высказывала претензии киевскому клубу — с финансами у него в последнее время было исключительно туго. В январе хоккеисты даже письменно просили президента и премьер–министра Украины посодействовать выплате задолженности по зарплате игрокам, тренерам и обслуживающему персоналу клуба, да воз если и сдвинулся, то только на метр–другой, не больше.


«Сокол» в прошлом сезоне не играл, а мучился. Теперь получается, доигрался. В начале апреля «Донбасс», состав которого к финальной серии усилила бригада гастарбайтеров из Беларуси, свалил киевский клуб с украинского хоккейного Олимпа. А ближе к концу месяца по медиапространству стало гулять признание украинского вице–премьера Бориса Колесникова в том, что именно он является владельцем «Донбасса»: «Я стал стопроцентным владельцем клуба в июле прошлого года. Думаю, что к КХЛ мы еще не готовы, надо пройти подготовку. Я бы хотел, чтобы Украина имела свой чемпионат из 10 клубов. И чем меньше клубов будет уходить в КХЛ, тем сильнее будет украинский чемпионат. Поэтому мы в следующем году будем играть в одной из российских лиг и в украинском регулярном чемпионате».


Резюме: признаваться в этом неудобно, но необходимо. С уходом из белорусского хоккейного чемпионата украинского клуба наше первенство не просто теряет участника, а еще и получает удар по собственному авторитету. За разговорами о «лимитах» и «потолках» как бы доглядеть, выпестовать сам чемпионат, чтобы через пару–тройку лет, этак году в 2014–м, не было мучительно больно от утраченного. Сейчас вместо «Сокола», а заодно и бобруйского «Шинника» болельщикам предлагается любоваться игрой пока безымянного клуба из Лиды. Однако пусть назовут его «Витязем» или «Авангардом», согласитесь, это все равно будет местечково даже в сравнении с утратившим крылья «Соколом».


Сергей КАТКОВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter