Гомельчанин Евгений Лапицкий собрал архив, посвященный подвигам предков в годы Великой Отечественной

За семью и за страну

Все больше белорусов благодаря Году исторической памяти начинают по-новому смотреть на семейные артефакты и пожелтевшие от времени фотографии предков, хранящие память об их неоценимом подвиге ради мирной жизни. Судьбы сразу девяти родственников Евгения Лапицкого тесно связаны с военным прошлым. Он убежден, что история семьи — самый прочный фундамент, на котором должны воспитываться последующие поколения. А еще — железный аргумент против фальсификаторов истории.


СКАЗАНО

— Память о героях, спасших многие страны от рабства и геноцида, — это то, что лежит в основе национальной гордости всех, кто является и считает себя наследниками поколения победителей.

Александр Лукашенко в Брестской крепости на мероприятии, посвященном Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны, 22 июня 2020 года.

Главные вопросы в жизни


Евгений Лапицкий бережно листает семейный альбом. Здесь и фронтовые дневники деда, и еще довоенные фотографии, которым уже больше сотни лет. Про каждый экспонат домашнего музея наш собеседник может рассказывать часами. Кто мы? Зачем живем на этой земле? Что мы расскажем детям о предках и какое наследие оставим? Ответы — в делах и подвигах защищавших и строивших родную страну, считает гомельчанин:

— Ответы на эти вопросы должен знать каждый гражданин и патриот Беларуси. Каждый, кто несет цветы в День Победы к монументам и памятникам. Страна и нация, которые сломали хребет нацизму, имеют полное право жить, трудиться, созидать.


На таких принципах Евгений воспитывает своего сына. Этими убеждениями делится в конкурсных работах, посвященных теме Великой Отечественной. Одну из последних работ, где Лапицкий на примере своей семьи рассказал о цене, которую пришлось заплатить белорусскому народу за право жить, высоко оценил внук легендарного советского дипломата Андрея Громыко.

Слава победителей

Александр Максимович Лапицкий — дед Евгения. Его фотография и сейчас стоит у внука на столе. За бой под Моздоком был награжден медалью за «За отвагу». Получил тяжелое ранение в ногу, но благодаря молодой девушке-врачу чудом избежал ампутации и вернулся в строй. Участвовал в операции в районе озера Балатон против мощнейшей группировки вермахта. Войну закончил в мае 1945‑го в Чехословакии.

Евгений вспоминает беседы с дедушкой:

— Он часто рассказывал мне, как жизнь не раз висела на волоске и все решали считаные секунды… Я очень рад, что мы успели пообщаться с ним.

Героями в семье были и прадеды. Максим Федорович Лапицкий помогал партизанам, а Никифор Николаевич Каптилович, несмотря на бронь от призыва, ушел на фронт добровольцем в 1941 году. Участвовал в обороне Москвы, Воронежа, награжден медалью «За отвагу».


— С одним взводом он сломил вражескую оборону в городе Тим Курской области, при этом взял шесть автомашин и уничтожил до взвода вражеских автоматчиков. Подвиг стоил ему жизни — прадед умер от тяжелых ран. Посмертно награжден орденом Красного Знамени. Три года назад на 9 Мая мы с мамой съездили на место его последнего боя, посетили братскую могилу.

Еще два прадеда Евгения — Антон Дорофеевич Васенда и Никифор Емельянович Солодкий — прошли финскую войну, участвовали в разгроме Квантунской группировки войск в Маньчжурии. Награждены медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».



Отдельной страницей в семейной истории стала судьба родных в деревне Кантакузовке Гомельского района. Евгений рассказывает:

— В августе 1941 года части Красной армии с тяжелейшими боями выходили из окружения через Кантакузовку. Зашли в дом к моему двоюродному прадеду Макару Васильевичу Лазбекину. Он работал учителем географии и передал им карты местности, что помогло солдатам выйти из котла вокруг Гомеля. Через несколько часов приехали каратели, согнали всю деревню в ангар и начали готовить к расстрелу. Там была и моя бабушка Мария Никифоровна с двумя маленькими братьями и своей мамой. Предатель из местных рассказал про карту, за что немцы расстреляли двоюродного прадеда вместе с матерью и еще тремя местными жителями. И объявили, что впредь за связь с партизанами или солдатами за одного убитого немца будут расстреливать по сто местных жителей.


При отступлении в 1943‑м немцы сожгли Кантакузовку дотла. Огромную цену заплатили жители Беларуси за право жить свободно на своей земле, отмечает Евгений Лапицкий:

— Война тяжелейшим бременем легла на плечи моей семьи. Загубленные надежды, мечты, молодость — все это они принесли на алтарь Победы. Сейчас недружественные страны и фальсификаторы истории пытаются очернить и исказить подвиг наших дедов и прадедов, слава которых не дает и не будет давать покоя потомкам фашистов, коллаборационистов, полицаев и их пособников, а также их нынешним представителям в виде беглой оппозиции.

Быть достойным памяти героев

Евгений Евгеньевич старается делами не посрамить память о дедах и прадедах. Во время учебы в гомельском государственном техническом университете имени П. О. Сухого он дважды становился именным стипендиатом. К своим 39 годам в активе имеет несколько научных публикаций и патент на изобретение устройства для нанесения покрытия из ферромагнитного порошка. Сейчас на очереди получение еще одного патента — на особый беспилотник. Уверен, что летательный аппарат сможет стать ответом распиаренным «Байрактарам». Забыть свою историю — значит проиграть необъявленную войну за будущее наших семей и нашей страны, убежден Евгений Лапицкий:

— Имеем ли мы право забыть все это? Нет! Желает ли Европа реванша? Да. Введенные санкции являются необъявленной экономической войной против нашей страны. Будем ли мы победителями и наследниками Победы? Да, но только до тех пор, пока помним, какую колоссальную и ужасающую цену пришлось заплатить за это каждой семье.


Фото Таты КАВЕРИНОЙ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter