Что в Витебске думают о тунеядстве?

За себя и за того парня

На многочисленных интернет-форумах, в газетах и журналах и даже просто на улицах набирает силу дискуссия по вопросам иждивенчества и тунеядства. Самое интересное, что точки зрения на проблему полностью противоположны. Пожилые люди, например, вспоминают времена, когда в поисках «прогульщиков» милиция проверяла магазины и кинотеатры, и, не приемля половинчатых мер, требуют срочного возвращения старых законов. Молодежь ратует за свободу действий: человек, мол, должен сам выбирать — работать ему или нет. И как работать (официально или нет) — тоже его право. Давайте посмотрим, что думают по этому поводу жители Витебска.

Виктор САЗОНОВ, автомеханик станции техобслуживания, 43 года:

– Пора наводить порядок. Я целый день из мастерской не выхожу, двоих детей с женой тянем. Как положено, платим налоги. А мои подпольные конкуренты официально считаются безработными и промышляют ремонтом в гаражах. Думаете, мало имеют? Втрое больше моего получают. Так чем моя семья хуже? Только тем, получается, что я налоги плачу. Или мне тоже в подполье идти?

Раиса ЛУПЕНКОВА, председатель суда Железнодорожного района, 55 лет: 

– Каждый третий фигурант уголовного дела – безработный. Допрашиваешь свидетелей – опять безработные. Закономерный вопрос: за что люди живут? Никто не ходит в лаптях, вполне презентабельны, к зданию суда подъезжают на машинах. В чем дело? Да, многие работают в России, но если попадают в различные передряги у нас – значит, живут все-таки здесь. Я не сторонник очень уж радикальных мер, но ситуацию нужно менять в том числе и потому, что на примерах вот такого ничегонеделания воспитывается молодежь. А через пять-десять лет от нее будут зависеть экономика, пенсии и все остальное. То есть сегодня своим гуманным отношением к иждивенчеству и тунеядству в самых разных  формах мы создаем почву для глобальных проблем в будущем. 

Анна ВИШНЕВСКАЯ, мать-одиночка, 28 лет:

– Я за свободу действий. Да, пособие от государства получаю, но ведь и ребенка для него родила. Может быть, в будущем мой Максимка где-нибудь на заводе будет вкалывать (тьфу-тьфу, не дай бог), так почему бы сегодня государству не вложиться в его воспитание? Нет, официально не работала и не работаю. Окончила технологический университет. Да, училась на бюджете, потом вот в декретный ушла. Теперь принимаю клиенток на дому, занимаюсь маникюром. Мне хватает, и сыну тоже. Пока есть спрос, буду «маникюрить». Официально в салон трудоустраиваться не хочу – заработок упадет раза в четыре. Зачем мне с кем-то делиться, аренду помещения оплачивать? О социальной справедливости слышала, но считаю, что каждый должен выживать так, как может…

Нина Петровна, пенсионерка, 81 год:

– Не суди, да не судим будешь. Не мне рассуждать о тунеядстве – я не знаю, что это такое. Во время войны в концлагере была, мама там умерла. Всю жизнь работала санитаркой в больнице, всякого насмотрелась. Теперь ценю спокойствие. Детей вырастила, внуков. Все, как полагается, трудятся, мне помогают. Вот у соседки сын точно тунеядец. Придумал же – оформил над мамой опеку и теперь на законных основаниях не работает. Ухаживает за старухой? В России он, хорошо, если раз в месяц приезжает.

 Как видите, мнения весьма категоричны. Кто прав? Каждый по-своему. Но все они чисто теоретически понимают: если ты живешь не на безлюдном острове, думать только о собственной выгоде в принципе нельзя. Так что без единого и бесспорного консенсуса никак не обойтись. А чтобы его найти, достаточно просто по-человечески понимать: никто из нас не имеет морального права жить за счет других. Ну а для «непонятливых» стоит закрепить это несложное правило законодательно…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter