За рулем — неврастеник?

Заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии центра Светлана Сагайдак разработала комплекс испытаний для водителей, которые по долгу службы отвечают за жизни десятков людей...

Поехали мы недавно с фотокором газеты в командировку в Вилейский район. Туда добрались на автобусе, а возвращаться решили на маршрутке. Купили билеты, загрузились. Не успели отдышаться, как машина вдруг развила невероятную скорость. Глянули на спидометр: стрелка перевалила за отметку 110 км/ч. Когда лихой маршрутчик начал обгонять фуру по встречной полосе ровнехонько возле знака «Обгон запрещен», фотокор не выдержал и сделал ему замечание – не буду скрывать, мы сильно перепугались.


— Не было там никакого знака! — рявкнул водитель. — Вы что думаете, я слепой? Да я людей вожу уже 15 лет!


У фотокора со зрением, слава Богу, все в порядке, иначе вы бы не видели в нашей газете столько красочных снимков. Нужно также отметить, что у него водительский стаж куда больше 15 лет, поэтому перепутать значение знака он вряд ли мог. Когда в разговоре водитель перешел на крик и начал угрожать развернуть маршрутку в обратном направлении, чтобы съездить «посмотреть, кто прав», мы потребовали книгу замечаний и предложений. Получили, однако, только очередную порцию нецензурщины. Благо внутри салона нашлось объявление с номерами телефонов, по которым можно высказывать свои претензии. Фотокор тут же позвонил по одному из них и описал ситуацию. Трубку снял заместитель директора частного унитарного предприятия «Маркизетстиль». Он тут же пообещал, что уволит грубияна.


И действительно, он немедленно перезвонил нашему буйному шоферу и сообщил печальную для него новость. Днем позже директор фирмы рассказал, что при приеме на работу требует от претендентов на место шофера только стандартную медицинскую справку и наличие водительского стажа категории «D» более 3 лет.


А может, пора ужесточить условия получения водителями врачебного допуска? Почему нас порой возят неуравновешенные, неадекватные личности?


С этими вопросами я обратилась сразу в несколько инстанций. В Министерстве транспорта и коммуникаций мне сказали, что их инспектора проверяют у водителей междугородных маршрутов лишь наличие тех документов, которые мне назвал директор «Маркизетстиля». ГАИ уверила, что исправно проводит рейды для проверки соблюдения «маршрутчиками» Правил дорожного движения. Лишь Республиканский центр проблем человека БГУ озаботился таким вопросом, как психологическое тестирование опытных водителей. Заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии центра Светлана Сагайдак разработала комплекс испытаний для водителей, которые по долгу службы отвечают за жизни десятков людей.


— Это тестирование поможет отсеять нестрессоустойчивых водителей, тех, кто не способен нести ответственность за свои поступки, — рассказывает коллега разработчика, магистр педагогических наук психолог Виктор Мазуркевич, — и, вполне может быть, хамов вроде того, который попался вам.


Пока предложение психологов не нашло поддержки у специалистов по организации дорожного движения. Слишком уж специфический подход нужен к тесту. По мнению скептиков, один водитель по каким–то причинам не пройдет тест, но при этом на дороге будет внимательным и крайне вежливым со своими пассажирами, а другой — пройдет, но элементарные правила этикета соблюдать не будет. Так что без доработок не обойтись.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter